Воскресенье, 05.05.2024, 03:40
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2010) » Степанова В.Л. (Социальная память как средство управления людьми.)
Степанова В.Л.
Petr1trДата: Вторник, 05.10.2010, 08:49 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Репутация: 1
Статус: Offline
Степанова В.Л.
Социальная память как средство управления людьми.
Прикрепления: 6621392.doc (64.5 Kb)
 
Oksana_PolyushkevichДата: Пятница, 08.10.2010, 17:02 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 71
Репутация: 2
Статус: Offline
Вика, как вы представляете можно осуществить "хранение социальной памяти" (в конце статьи вы говорите: " социальную память необходимо хранить")? Социальная память - это инструмент политики и идеологии. Очень многие вещи люди "вспоминают" не потому что они это помнят и знают, а потому что кто-то задался целью, чтобы люди "помнили" (в кавычках, потому что воссоздать точность событий прошлого невозможно, а создать рафинированные образы - легко).
Например, с возрождением православного религиозного влияния в нашей стране создаются разнообразные социальные представления о Крещении Руси, о строительстве Храмов, о жизни Святых и мучеников через фильмы, передачи, интервью со священниками или историками и т.д.; газетные и журнальные статьи; школьное образование и т.д.
Социальная память - это инструмент управления через "вспоминание" событий, а никак не хранение.

Человек даже события своей собственной жизни может придумывать (и потом сам верить в придуманное, а не реальное), а вы говорите о целом обществе! Оно состоит сплошь из миражей. Зачастую чужих миражей - в которые мы верим или нет. Именно вера в них - это и есть социальная память.

Сообщение отредактировал Oksana_Polyushkevich - Пятница, 08.10.2010, 17:49
 
VikaДата: Четверг, 14.10.2010, 05:23 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Хранение социальной памяти – это одна из ее целей – запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Хранение социальной памяти, той самой запомненной информации, осуществляется через ее отбор и организацию в специально созданных для этого учреждениях (архивы, хранилища, музеи, библиотеки и др.).
Социальная память – это информация, которая хранится на определенных носителях для того, чтобы «кто-то» потом воспользовался ею как инструментом управления. А для того, чтобы информацию вспомнить, ее надо где-то взять. Именно для этого и существуют архивы, музеи и т.д.
В докладе я действительно не совсем правильно выразила свою мысль. Я предлагала хранить носители социальной памяти, важнейшими из которых являются язык народа и его история. Но смысл от этого не меняется. Как я уже говорила, искажение, урезание, забывание и уничтожение своих языка, культуры, истории (все являются носителями социальной памяти) неизбежно приводит к упадку или исчезновению народов, наций и даже целых государств. Так, много внимания в своем докладе я уделяю именно трансформации русского языка. На протяжении многих лет он урезался и по сей день продолжает упрощаться. Вспомните последние законодательные изменения в русском языке. Это очередной акт урезания социальной памяти, использование ее как инструмент управления людьми. Пользы нам это в основном не приносит. И единственным возможным способом оградить себя от манипулирования собой я считаю хранение информации в ее, как можно, более первозданном виде и ее использование во благо человека. Необходимо знать свою «социальную память» хотя бы в общих чертах, т.к. незнание не освобождает от ответственности.


Vika Stepanova
 
Oksana_PolyushkevichДата: Четверг, 14.10.2010, 10:42 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 71
Репутация: 2
Статус: Offline
То, что говорите должно храниться в музеях, архивах и т.д. - сохраняет историю народа, территории - в бытовых ее аспектах, в материальных символах, то что можно увидеть, поторогать, пощупать.

Социальная память намного шире - она включает в себя эмоции, обиды пережитые некогда народом и сохраняемые потомками до настоящих дней - а как вы собираетесь хранить в музее эмоции? Например, "изгнание евреев" из Египта - произошло тысячи лет назад, но память об этом жива. Или же более свежий пример - относительно холокоста в отношении тех же евреев. Тут задествуется социальная память не только этого народа, но и немецкого народа.
Социальная память цыган - сохраняет их традиционные способы гадания, песни, одежду и т.д. При всей их жизни в совремнном мире.

Так что, мне кажется, вы подменяете "социальную память" на "материальные сиволы прошлого".

Сообщение отредактировал Oksana_Polyushkevich - Четверг, 14.10.2010, 10:44
 
VikaДата: Понедельник, 18.10.2010, 13:49 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Я не подменяю, а объясняю социальную память через историю, как ее носитель. Те самые "эмоции" трансформируются во времени через "материальные символы истории общества". Духовная и материальная социальная память связаны непосредственно и напрямую. Эмоции народа передаются из уст в уста с помощью ЯЗЫКА (сказания, предания, песни, обряды), из "рук в руки" - с помощью документов (писем, отзывов и т.д.). От куда мы знаем об "изгнании евреев" из Египта? Из письменных документов. Ведь это было тысячи лет назад. А вот относительно Холокоста память об этом еще передается из переживаний участников этого события, из воспоминаний их родственников.
Стихи, памятники, романы и т.д. создаются на основе эмоциональных переживаний.
Наглядный пример: Л.Н.Толстой в романе "Война и мир" передал не только свои эмоции и переживания об Отечественной войне 1812 года, но и всего народа в целом.

Т.е. эмоциональную социальную память можно также передавать и хранить в разного рода документах.

Что касается цыган, это исключение из правил. Цыгане - это уникальная нация без как такого государства, которая почти за 15 веков смогла сохранить свою социальную память, не используя при этом материальных носителей. Вся их жизнь передается из поколения в поколение из уст в уста. Но это объясняется их полной обособленностью и не иссякающим уважением старших. Они не смешиваются с другими нациями и не терпят чужаков в своих кланах. Цыгане хранят свою социальную память и эмоционально и материально, поэтому до сих пор существуют.


Vika Stepanova
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2010) » Степанова В.Л. (Социальная память как средство управления людьми.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: