Пятница, 03.05.2024, 15:21
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2012) » Липкин А.И. (Теоретико-методологические основы исследования ...)
Липкин А.И.
АдминистраторДата: Воскресенье, 07.10.2012, 13:30 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Теоретико-методологические основы исследования социо-культурного аспекта современного процесса глобализации: цивилизации, нации и проблемы мультикультурности
Прикрепления: 9994298.doc (76.0 Kb)
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Среда, 10.10.2012, 09:18 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Репутация: 2
Статус: Offline
Я полагаю, что 5 компонентов мало, чтобы хоть как-то попытаться понять все функциональные слои нашего общества.
Так как социокультурная солидарность начинается с основных парметров, например принадлежность к расе, религии, языку, экономическому слою, культурно-исторической общности.
Рассмотренные по отдельности только 5 предложенных вами слоев не показывают ни внутрисоциокультурной солидарности, ни позволяют рассмотреть этносы, ни субцивилизационные процессы в глобальном мире.

Очень хорошо показаны тенденции слаборазвитого экономического мира и его перемещение как перемещение деревни в город.
Но, на мой взгляд, лучшим решение будет не создавать преференций для мигрантов, а создавать условия для того чтобы они оставались у себя. Что невозможно по определению в рамках развитого капитализма. Все социальные конфликты имеют под собой простую экономическую почву – люди сравнивают «здесь и там», «усилия и вознаграждение».
А приход жителей Юго-Восточной Азии, Индии, Северной Африки в Европу – если мы глобально рассматриваем исторический процесс – это ответ цивилизаций, которые в свое время разграбил старый свет. И богатство Англии, Франции, Испании, некогда и Португалии произошло за счет ресурсов стран Юго-Восточной Азии, Индии, Северной Африки.
 
Vladimir_AlekseevichДата: Среда, 10.10.2012, 19:53 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Мультикультурное пространство по определению невозможно. Конкистадоры воспринимали свое веяние как мультикультурное взаимодействия, так же как и христианские просветители в Африке.
Правда это привело к исчезновению народов, стран, культур.
А так-то они во благо хотели - неверных приобщить к Христу.
А великий крестовый поход на многие века подорвал развитие как культуры, так и экономики тех стран, которые сейчас пытаются получить в виде своих эмигрантов 2-3 волны то, что некогда было у них забрано.
Если отойти в историю не на одно-два столетия, а посмотреть на тысячелетие, то перетрубации в Европе – суета – по сравнению с походом под знаменами Христа.
Попробуйте посмотреть на это со стороны чистого онтогенеза религии.
Прогрессивный мусульманский вид с ускоренной системой воспроизводства человека как вида. И христианский мир как – показатель развития стабильных популяций не склонных к быстрому воспроизводству вида, но всегда располагающий мощным ресурсом для поддержания своих институтов.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Среда, 10.10.2012, 19:53 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Репутация: 2
Статус: Offline
В 2009 году количество городского населения превысило количество сельского населения. Без притока эмигрантов Европа не сможет строится и развивать свою экономику. Без притока продовольствия не может существовать ни один город. Города не могут без села.
 
МашаДата: Суббота, 13.10.2012, 10:47 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
По вашему мнению, при глобализации цивилизации и отдельные нации испытывают не одинаковое воздействие? Что способствует разделению, а что сближению в осознании и применении этих процессов?
 
ALipkДата: Воскресенье, 14.10.2012, 15:22 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемая Маша, попытаюсь ответить на Ваши вопросы, хотя мне в их постановке не все ясно.
1) Во-первых, я говорю про цивилизации, с нациями - это отдельный разговор (см. Полис, 2008 (6), есть на сайте http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/). Да, в разных цивилизациях процесс глобализации отзывается по-разному, производит разные проблемы (на национальном или государственном уровне могут быть дополнительные проблемы, но дополнительные и менее принципиальные).

2) Если Ваш второй вопрос понимать как "Что способствует остроте этих проблем?", то я бы уклонился от общего ответа. Мне представляется, что целесообразно рассматривать каждую из цивилизаций, тем более, что их немного. У каждой свой "букет" проблем, которые выходят за их границы. При этом я полагаю, что Хантингтон оказался прав, и наиболее острым сейчас оказываются проблемы "столкновения" исламской и западной цивилизаций. Но это историческое столкновение, в том смысле, что связано с данным историческим моментом, с тем в каком состоянии сейчас находятся эти цивилизации, а не с особой непримиримостью их основ или принципов. На уровне индивидов эти проблемы разрешимы достаточно просто. В истории были периоды нормального сосуществования. И т.п.
Спасибо за вопрос
А.Л.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 14.10.2012, 15:41 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Репутация: 2
Статус: Offline
Аркадий Исаакович,
вы говорите, что
Quote (ALipk)
На уровне индивидов эти проблемы разрешимы достаточно просто


Как именно, в вашем понимании они решаются?

И почему эти механизмы нельзя перенести на более крупные сообщества (нации, народы, государства, цивилизации)?
 
ALipkДата: Воскресенье, 14.10.2012, 17:35 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Это связано с разницей между индивидуализированным и коллективистским состояниями общества. В индивидуализированном обществе вопросы о высших ценностях относительно просто выносятся в приватную сферу, т.е. в сферу выбора индивида, что и было совершено в Европе при выходе из эпохи религиозных войн. Но если общество находится в коллективистском состоянии, что характерно для многих фундаменталистских сообществ, но особенно остро сегодня это в исламском мире, то этот ход закрыт. Тут сначала будут пробовать уничтожить иное, примером чему является Европа эпохи религиозных войн 16 в. Но там были выдвинуты общие принципы: ценности и свободы индивида, единого права, нового типа общности - нации. И культура Европы была на подъеме после Возрождения. Сейчас это про европейскую культуру я уверенно сказать не могу. Путь-аналог: реформированный европейский ислам в Европе (кстати, есть идущее из исламского мистицизма (с начала ХХ в.) вполне европеизированное суфийское течение Инаят-Хана, абсолютно индивидуализированное, что характерно для мистики), какие-то сдвиги в европейской культуре (преодоление гедонизма и потребительства) и наличие каких-то общих целей. пока я этого не вижу.
Впрочем, я пытался про это сказать в тексте. Значит не очень получилось. Почему, интересно бы понять?
 
АлександрБобковДата: Вторник, 23.10.2012, 09:27 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 2
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемый А.Липкин! Спасибо за ваши замечания! Признаю их продуктивность. Но... Если не связывать этническое самосознание и религиозный опыт,то мы должны вообще снять этничность с повестки дня, т.е. позволить историографии уничтожить историю . Это уничтожение может означать правоту В.А. Тишкова и нам действительно впору исполнять реквием по этносу. Но этничность как некое состояние эмоционального восприятия исторического бытия вполне возможно еще не раз укажет свою неподчиняемость политическому дискурсу и авторитетам вождей выдвигаемых толпой. Вы же все таки пытаетесь разъединить неразъединимое, т.е. связь этноса и его религиозного опыта, а это уничтожение многообразия истории и замена ее на схемы историографии. Боюсь,что национализм деструктивного характера в данном случае возобладает вновь и этнос исчезнет в силу своего культурного характера, а актуализация его связи с религиозным опытом защитит его от этого. может тбыть пора выйти из политического позитивизма и заняться метафизикой?...
 
ALipkДата: Вторник, 23.10.2012, 10:47 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемый Александр,
я исхожу из того, что, если относить к религии культ предков и духов, что имеет основание, то две следующие по уровню формы религии - языческие государственные боги (типа олимпийских) и отвечающие на новые этические вопросы "мировые религии" (в широком смысле слова) уже с этносами не связаны.
При этом я не считаю понятие этноса хорошо проработанным и заданным. Но я имею четкие понятия цивилизационной и национальной типов общностей (и идентичностей), от которых этнический тип надо отличить и задать отдельно (сейчас над этим работаю). С другой стороны мировые религии относятся к цивилизационному слою (точнее к части этого слоя), а не этническому
Мое понимание понятия локально-цивилизационной общности и ее отношения к мировой религии прописано в этом тексте: http://www.hse.ru/data/2012/04/10/1251631302/WP17_2012_01_f.pdf
Новая статья про понятие нации, которая может быть полиэтничной, вот-вот выйдет. Старый вариант есть в ПОЛИС 2008 (6) (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/a_3tez9h.html)
С уважением А.И.Липкин
 
Мистер_NДата: Среда, 24.10.2012, 22:25 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Репутация: 0
Статус: Offline
ALipk, как вы считаете, индивидуализированные и коллективистские общества - это статичная данность или динамичная переменная.
Безусловно я не имею в виду года и даже столетия, а говорю о более масштабных измерениях?
 
ALipkДата: Среда, 24.10.2012, 23:30 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Безусловно динамическая
в http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence/
показан переход из коллективистской в 1-ю, а затем 2-ю индивидуализированную на примере древних цивилизаций,
в http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/a_3zjv3o.html
это рассматривается на примере СССР
Сейчас, по моим представлениям, мы находимся, главным образом, в конце 1-й индивидуалистической, т.е. в неустойчивом состоянии, из которого то ли свалимся назад, то ли прорвемся вперед, во индивидуально-идеалистическую (или коммунитарную). Но это рассуждения уже на пределе применимости моего аппарата.
 
Мистер_NДата: Четверг, 25.10.2012, 06:27 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Репутация: 0
Статус: Offline
ALipk, благодарю!!!
Очень интересная теория.
И я ее разделяю)
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2012) » Липкин А.И. (Теоретико-методологические основы исследования ...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: