Пятница, 03.05.2024, 10:04
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2012) » Бобков А.И. (Концептуальное значение религиозного опыта в ...)
Бобков А.И.
АдминистраторДата: Воскресенье, 07.10.2012, 14:01 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Концептуальное значение религиозного опыта в конструировании этнического самосознания
Прикрепления: 8375659.doc (39.0 Kb)
 
ALipkДата: Понедельник, 08.10.2012, 11:17 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Хочу высказать ряд существенных замечаний к тексту А.И. Бобкова.
1) стилистическое: вначале говорится о "трех способах определения понятия этнического самосознания... примордиалистском, инструменталистском и конструктивистском", а потом о двух последних ни слова.
2) в тексте прослеживается мысль, что этнос возникает как реакция на притеснение, но думаю, что этническая общность - наследница самой древней родовой общности, явление более широкое и имеет другие корни. Для нее системообразующим является граница "свои/чужие", которая может приводить как к конфликтам (очень часто эти конфликты являются источником роста этих границ), а могут и к союзам (возможно, начиная с брачных).
3) не следует связывать этносы с религиями, во всяком случае без серьезного прояснения. Этносам древности отвечали культы духов и предков, тотемные культы. То, что обычно называют религиями отвечает более поздним фазам истории, начинающихся с древних государств, типа Шумера, Египта, древнего Китая, построенных не на этнических, а на культурно-политических основаниях. Часто там можно найти доминирующий этнос, но не он является определяющим, это здесь вторично и не обязательно. Я уж не говорю про послеосевых "мировых" (термины К.Ясперса) религиях, в которых "нет ни эллина, ни иудея".
4) Следует различать этнические, национальные и цивилизационные типы общностей
(про нации/этносы подробнее см. мои статьи в выходящем № 4-5 "Вестник российской нации" (2012) или (хуже) ПОЛИС 2008 (6) (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/), про локальные цивилизации - (http://www.hse.ru/data/2012/04/10/1251631302/WP17_2012_01_f.pdf)
С уважением к автору
А.И.Липкин
 
МашаДата: Суббота, 13.10.2012, 10:16 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Репутация: 0
Статус: Offline
А какой религиозный опыт вы переживали в своей жизни?
И вообще был ли какой-либо опыт, который трансформировал ваше самосознание?
 
Мистер_NДата: Понедельник, 15.10.2012, 16:14 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 103
Репутация: 0
Статус: Offline
Абсолютно солидарен с замечаниями ALipk,
есть над чем поспорить с автором)))
 
АлександрБобковДата: Среда, 17.10.2012, 08:07 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 2
Статус: Offline
Спасибо за Ваши замечания, постараюсь ответить поочередно.
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2012) » Бобков А.И. (Концептуальное значение религиозного опыта в ...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: