Четверг, 25.04.2024, 06:49
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2013) » Гуринович Л.А., Басанова Е.В. (Особенности воспитания чувства патриотизма в молодежной...)
Гуринович Л.А., Басанова Е.В.
АдминистраторДата: Понедельник, 07.10.2013, 14:04 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Особенности воспитания чувства патриотизма в молодежной среде: региональный аспект
Прикрепления: 6388022.docx (20.3 Kb)
 
АндрійДата: Понедельник, 07.10.2013, 15:57 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Здравствуйте. Спасибо за доклад.
1. Скажите, пожалуйста, зачем нужен патриотизм? Что он дает и что взамен берет?
2. Как Вы считаете, каким должен быть патриотизм современного россиянина (какие категории должен нести, какие "истины" моральные, правовые и т.д.)
3. Является ли патриотизм своеобразным "железным занавесом" от всего остального мира? (имеется ввиду его российская сущность)
4. Нужно ли учить молодежь в сложных политических/экономических и т.д. вопросах уметь вставать на сторону "противника" и пытаться понять его дейтвия, чем он руководствуется?
5. Не считаете ли Вы патриотизм, основанный на "старом", пагубным? Почему? Чему нас учит прошлое и необходимо ли на нем заостряться?
6. Имеет ли смысл гордиться тем, что наша страна занимает 1 место по территории и находится на задворках развитых стран по уровню жизни?
7. Как Вы считаете, какие мероприятия должны проводиться в среде молодежи для укрепления чувства патриотизма? Как Вы их видите? На что они должны быть направлены? Чему они должны учить?
Спасибо.


Андрей Завьялов
 
Людмила7677Дата: Понедельник, 07.10.2013, 17:42 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Андрей! Очень рада Вас слышать! Сразу предупреждаю, что на вопросы буду отвечать постепенно, глядишь, и еще собеседники подтянутся :). 
1. Мне видится, что сегодня патриотизм - это такое социальное явление, которое оттеняет идентичность человека на фоне глобализационных процессов. По этой же причине данное чувство скрывается - сложно быть не как все. Как только лидеры или кумиры - кому кто ближе, станут внешне более патриотичными, картинка переменится. Это о внешнем. Если говорить о внутренних образах, то это такой "дом", в котором нуждаются все. Если в нем холодно, его оставляют, если в нем можно согреться душой, отдохнуть и снова жить, тогда его холят и лелеют. Насчет "берет взамен" распространяться не буду, понятие "о долгах" у каждого свое - кому-то приходится надевать не очень любимую шкурку из-за того, что можно сии действия поменять на репутацию, образ; кому-то это весьма приятно, особенно тогда, когда "последнее отдам", ведь мы - этнические/территориальные братья/сестры.
2. На второй вопрос не отвечу - мне очень интересно наблюдать и собирать впечатления в свою копилку, пожалуй, до создания новых истин не доросла еще. Могу сказать одно - патриотизм желательно чтобы просто был, иначе что будет держать человека на нашей земле?
3. Порассуждать про "железный занавес", замешанный на чувстве патриотизма, мы с Вами опоздали, уже выросло поколение тех, у кого данное чувство трансформировалось и приобрело другие очертания, никак не сочетающиеся с защитой и обороной.
5. А теперь сразу отвечаю на этот вопрос, поскольку вижу его продолжением того, на который отвечала. Итак, патриотизм не может быть "пагубным" из-за дрожжей, на которых замешан, как раз вследствие того, что внешние и внутренние ощущения не всегда совпадают. Но знать опыт развития и историю отношений желательно, иначе будем снова и снова изобретать велосипед. Здесь ведь мало проецировать идеи, они всегда будут рассматриваться через образы-мысли-картинки, которые нам преподносят при демонстрации наличия или отсутствия этого чувства. И интересным всегда является рассмотрение природы этого чувства в отдельно взятом индивиде или группе, в том числе причины его воспроизводства или неприятия.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Вторник, 08.10.2013, 18:47 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Репутация: 2
Статус: Offline
Уважаемые авторы, благодарю за актуальный доклад!

Я правильно поняла позицию авторов доклада, что только государственная работа через различные программы может воспитать патриотизм? Есть ли другие источники формирования гражданской идентичности которые ныне не используются или не работают на полную мощность?

-------------
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения.


На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного
сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в
отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству,
системе основополагающих ценностей.
 

По вашему мнению, на что стоит в первую очередь обращать внимание? С каким вектором в первую очередь работать? Все сразу и везде не получится. Необходима поэтапная программа. Так с чего стоит начать и чем закончить?

Заранее благодарю за ответ!


Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Вторник, 08.10.2013, 18:48
 
Людмила7677Дата: Среда, 09.10.2013, 09:15 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Оксана Александровна!
Спасибо за ваш вопрос и внимание к нашему докладу! Согласна с Вами, патриотизм может и должен воспитываться не только на государственном уровне, здесь важны и работа семьи как социального института и малой группы, и социальных групп (первичных, в первую очередь), а отдано пока государству и институту образования. Тем не менее, организацию и контроль проще осуществлять программным методом и через общественный уровень, мне так видится. Могу признать, что общественный уровень все-таки действует незначительно, особенно после игр полит-технологов на выборах в Заксобрание Иркутской области методом воздействия на патриотические настроения сибиряков-иркутян-земляков. Интересно об этом услышать мнение молодежи: задевает ли такая игра чувство гражданской идентичности молодежи.
 
АндрійДата: Пятница, 11.10.2013, 14:12 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Людмила7677, спасибо, Людмила Анатольевна, за ответы =)
1. Согласен.
2. А кроме патриотизма должно ли нас еще что-нибудь держать?
3. Это да, но частенько приходится слышать "чувства ура-патриотов", что пора закрывать границы и т.д., поэтому и интересуюсь Вашим мнением на сей счет.

Буду ждать ответов на оставшиеся вопросы.
Спасибо.


Андрей Завьялов
 
Людмила7677Дата: Суббота, 12.10.2013, 16:24 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Андрей! Спасибо за внимание к моим ответам! Сначала на последовавшие вопросы отвечу, затем - на оставшиеся.
2. Зачастую нас на Земле держат два чувства - чувство долга или желание "жить вопреки\назло всем"... Во всяком случае позитивное "я здесь нужен (кому-либо конкретно или своей семье, или людям, которые нас любят и ждут)" звучит реже, думаю, запрятывается, чтобы не отыскали и не начали "дергать за эту ниточку", взывая к чувствам и манипулируя впоследствии этим.
Я рассказываю всем, когда есть такая возможность, что жить нужно для радости своей и гордости своих родителей, остальные взаимоотношения и взаимодействия укрепляют наш "хитиновый покрой" и дают пространство для пополнения копилки целей и реализации их, даже если "вопреки"...
Теперь предыдущие вопросы в их нумерации:
4. Учить молодежь можно и нужно, но только при этом всегда будут решаться те цели, которые ставит общество, а значит, это может восприниматься положительно или отрицательно, а может и остаться без внимания. Поскольку мы на самом деле выполняем ряд действий, мы и при процессе обучения будем стараться пополнить ряды своих последователей, что не всегда позволяет учить "ставить себя на место других". Все остальное будет зависеть от обстоятельств и наших побуждений.
5. Сложно назвать патриотизм как социальное явление "пагубным" независимо от того, на каких фундаментах он зиждется. Это же элементы воспитания, следовательно, участники пионерских организаций, работающие в регионе сегодня, отличаются от тех, про кого мы наслышаны, они и идеологически по-другому заряжены, и мировоззрение имеют иное. Знаю лишь, что цинизма в них меньше, а гуманизма больше, поскольку сегодня это участие не является обязательным.
6. Я не смогу Вам ответить на вопрос о смысле чего-либо, тем более что сегодня широта и просторы не рассматриваются в корреляции с условиями жизни, полагаю, об этом просто перестали задумываться в следствие разобщенности населения. Полагаю, что это явление временное. Опять же не нужно забывать о том, что нет повода для сравнения у большинства жителей нашего государства - Вы же наверняка знакомы с исследованиями Олеси Викторовны Захаровой, какая небольшая часть ездит за границу, а значит, имеет возможность для изучения и сравнения. Да и этот вариант я бы не стала рассматривать как фактор, потому что позиция туриста и мигранта слишком полярны, чтобы знать особенности жизни и сравнивать их.
7. Мне близки взгляды А.И. Ковалевой и В.А. Лукова об изменении государственной политики с мероприятийного содержания на проектный: нужно не просто "делать концерт для ветеранов", пора изменять тип общения между молодежью и ветеранами, чем сейчас занимаются "афганцы", но слишком уж локально, на мой взгляд... Убеждена, что пока демонстрация патриотических чувств будет показной, особенно с экранов, а в виртуальных сетях будет опровергаться и транслироваться для многочисленной аудитории, этот процесс будет малоэффективным. Много причин еще можно назвать... Могу предложить только одну задачу на решение: идентификация жителя региона сегодня происходит через сопоставление себя с малой родиной и конкретными людьми. Может ли быть этого достаточно в ситуации, когда кумиров для молодежи не существует (это показывают и исследования ВЦИОМ, и региональные). Мне видится, что больше да, чем нет, потому что малая группа и территориальная общность человеку ближе, особенно в ситуации, когда посредством информации в СМИ нас так сильно дифференцируют по территориям и социально-экономическим условиям проживания.
Что же касается обучения, оно перешло не на уровень лекций-семинаров-бесед, а на уровень анализа контента и эмоционально-психологического фона, поскольку, к моему искреннему сожалению, желающих именно учится чему-либо не так много, большинство норовят лишь адаптироваться и жить.
Полагая, что дала множество материала для вопросов, буду признательна возможности подискутировать с участниками этой конференции. 
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Среда, 16.10.2013, 07:21 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Репутация: 2
Статус: Offline
Людмила Анатольевна!

Проблемы воспитания в современной России актуализированы духовным кризисом, охватившим общество. Следствием девальвации нравственно-культурных ценностей прежней политической системы стал поиск выхода из кризиса в чужих образцах и примерах, а не в совершенствовании собственных исторически сложившихся форм культуры. Наряду с открывшимися новыми возможностями (демократизация, многопартийность, гласность, конкуренция на рынке труда) стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления» (прагматизм, меркантилизация жизненных идеалов и целей, дегуманизация и криминализация общественных отношений). 
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь. 

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается приоритетное значение образования в повышении уровня готовности подрастающего поколения к ответственному выбору жизненной позиции. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 год), тесно увязывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего Отечества». Для решения поставленных задач следует актуализировать в педагогическом процессе механизм преемственности культуры, под которым принято понимать культурную традицию.

В связи с этим, у меня практический вопрос - как это можно реализовать (через какие механизмы) в условиях вуза?
 
Петр_ТрескинДата: Суббота, 19.10.2013, 16:05 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Добрый день, Людмила Анатольевна и Елена Владимировна.
Очень интересный доклад!
Как Вы думаете, как можно определить сегодняшнюю ситуацию с патриотическим воспитанием детей и молодежи в России? Можно ли назвать ее кризисной? Почему?
 
АндрійДата: Понедельник, 21.10.2013, 09:01 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Людмила7677, спасибо за ответы! =)

Андрей Завьялов
 
dangina-lenaДата: Среда, 23.10.2013, 02:27 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Петр!  Спасибо за оценку. Патриотическое воспитание детей и молодежи очень многогранно. В нашей стране с ее национальным и культурным многообразием, с ее порой противоречивой историей и само понятие "патриотизм" имеет множество интерпретаций. Думаю, что ситуацию с патриотическим воспитанием в нашей стране не стоит называть кризисной. Скорее современный период - это пора формирования новых взглядов и форм работы в сфере воспитания подрастающего поколения.
 
Людмила7677Дата: Среда, 23.10.2013, 17:16 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Оксана Александровна! Спасибо за Ваше мнение, весьма ценное, надеюсь , не только для меня. Интересная сторона практического воплощения того, о чем полемизируем, конечно, должна воплощаться в определенных действиях. Нам видится, что этот процесс является одним из элементов формирования мировоззрения молодежи, которое происходит всегда под чьим-либо влиянием. Другое дело, поможет ли позиция преподавателя, демонстрирующая модель гражданина и патриота, в студенческой аудитории? Не факт, вернее, только в одном случае, если она не показушно-наигранная и не противопоставляющая себя аудитории. Тут вспоминается история, которую рассказали студенты факультета филологии и журналистики лет шесть тому назад. К ним на встречу пригласили В. Распутина, который продемонстрировал в весьма нелестных выражениях свое отношение к журналистике. А позиционируется он до сих пор как патриот своей страны и малой Родины... И о воздействии словом должен знать, как никто другой. Вторая сторона медали, как мне кажется, - это ожидание со стороны молодого поколения постоянного подвоха, этакое недоверие ко всем взрослым одновременно. Вуз в этом отношении может давать ощущение "своего круга" или, наоборот, ломать и отвергать. В этом отношении наш институт, полагаю, выделяется среди других подразделений университета, а университет в целом - от других вузов, за что очень ценю и люблю наш университет.

Сообщение отредактировал Людмила7677 - Среда, 23.10.2013, 17:17
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2013) » Гуринович Л.А., Басанова Е.В. (Особенности воспитания чувства патриотизма в молодежной...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: