Суббота, 27.04.2024, 09:48
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Эволюция украинской диаспоры Прибайкалья: от царской России до наших дней
    [ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] 05.10.2010, 06:14
    Эволюция украинской диаспоры Прибайкалья: от царской России до наших дней.
    Завьялов А.В.

    Українці в Росії живуть,
    Знають мову російську, як рідну,
    Служать словом і працею гідно,
    Путь Росії – то їх власна путь.
    В. Иващенко

    Дореволюционный период.
    Исторически так сложилось, что Прибайкалье – регион многонациональный. Тут совместно живут представители самых разных этносов: русские, буряты, белорусы, немцы, татары… Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край. Но очень мало кто знает, по каким именно причинам украинцы начали сюда переселяться, как это происходило, что способствовало, и как сегодня живут украинцы в регионе.

    Известия об украинцах до середины XIX столетия (до начала массовой крестьянской колонизации Сибири) достаточно неподробны. Однако они играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири.

    Первые украинцы появились в наших краях в 1642 году. На реку Лену московским правительством были сосланы казаки Слободской Украины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 году. В XVII-XVIII веках в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х годов в Сибирь (в Прибайкалье, в частности) были сосланы сторонники гетмана Ивана Выговского, в 1660 году противники московского ставленника гетмана Ивана Брюховецкого. В 1670 году был сослан уже сам гетман Украины Демьян Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями. Он отбывал тюремное заключение в Иркутской тюрьме, из которой был освобожден только в 1688 году.

    После Полтавской битвы 1709 года в Прибайкалье оказалось немало «мазепинцев». Через полстолетия, 1768 году, в результате ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства, в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины во главе с Максимом Зализняком (которого, однако, не сослали).

    В начале XIX века в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке. Среди сосланных можно увидеть украинских декабристов, членов Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционных народников, социал-демократов, участников крестьянских восстаний, некоторых общественных и культурных деятелей, которых за «сепаратизм» принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири было включено немало украинцев.

    Переселившимся сюда украинцам удавалось пробиться в высшие эшелоны власти. Их можно найти даже в администрации Сибири (генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Сулима родом из украинского дворянства). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

    Немало украинцев занималось исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX столетиях. К примеру, Григорий Новицкий, родом из украинской знати, автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком».

    Особое место украинцы занимали в церковной жизни Прибайкалья. Первый правящий епископ Восточной Сибири, епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий родом из Черниговской губернии, обучался в Киевской духовной академии. Также уроженцами Украины были Иннокентий Нерунович и Софроний Кристальский [1, 11].

    Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х годов. Связано это было, прежде всего, с малоземельем в Украине. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Царское правительство всячески поощряло добровольное освоение Сибири очень низкими налогами и возможностью «урвать кусочек земли побольше». С 1906 по 1917 годы в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.

    Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали у сибиряков. Среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур [13].

    Советский период.
    Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Благодаря революции открылись значительные возможности для украинских поселенцев и «вояков», прибывавших в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты.

    Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 годов, вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей СССР.

    В этот период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка. Однако, начиная с середины 1930-х «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация: большинство таких школ были закрыты, либо перепрофилированы.

    С началом Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано множество заводов и фабрик. Часть из них осела в Прибайкалье. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвинённых в пособничестве УПА, либо отправленных на принудительные работы по системе концентрационных лагерей ГУЛАГ.

    С начала 1950-х годов начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).

    В 1959-1989 годах наблюдается «волновая» динамика: сначала уменьшение, затем постепенное увеличение. Уменьшение связано с ликвидацией последствий Второй Мировой: хозяйственная деятельность приходит в норму, некоторые заводы и фабрики переводятся обратно в Украину, население возвращается на свои земли. Причинами последующего увеличения являются освоение ресурсной базы Сибири в 1970-1980-х годах и всесоюзные ударные стройки (БАМ, различные ГЭС и другие экономические объекты области).

    Однако, начиная с 1989 года, наблюдается резкое снижение численности украинцев. Основная причина – распад СССР [6; 20-26]. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину (отчасти из-за безработицы, развала хозяйственного комплекса) [8; 29-43].

    Таблица 1. «Украинцы в структуре населения Иркутской области, по данным переписей населения» [3].



    Украинцы Прибайкалья сегодня.
    Сегодняшние украинцы Прибайкалья – в основном потомки тех самых переселенцев и ссыльных, осваивавших наш край, репрессированных, а также прибывшие сюда по распределению. Украинцы как этническая группа абсолютно ничем не отличаются от представителей других национальностей: они, зарабатывают, богатеют, беднеют, покупают, продают, заводят семьи, делают карьеру и т.д.

    Прибайкальские украинцы заняты в самых разных сферах: от политики до культуры. Они, наравне с другими народами, активно участвуют в построении российской государственности и демократии, развитии гражданских институтов и социальной сферы. Заместителем губернатора Иркутской области и руководителем представительства Правительства Иркутской области при Правительстве Российской Федерации является Хоменко Иван Егорович , министром культуры и архивов Иркутской области – Кутищева Вера Ивановна , а министром социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Круть Семен Викторович [4]. Также украинцем был Есиповский Игорь Эдуардович – экс-губернатор Иркутской области [2].

    Среди украинцев есть и бизнесмены. Основными сферами их деятельности являются пищевая промышленность и бытовая техника. Наиболее известные – Винниченко Николай Иванович – генеральный директор ОАО «Мясокомбинат «Иркутский», почетный гражданин Ольхонского района и Иркутской области [7], Мельник Андрей Иванович – владелец частного предприятия, Хомяк Сергей Андреевич – руководитель ООО «Эльдорадо-Забайкалье» и Баймашева Тамара Ивановна – генеральный директор ОАО «Иркутский масложиркомбинат».

    Много украинцев занято и в строительной сфере. Так, начальником строительного отдела Пенсионного фонда Иркутской области, экс-начальником Государственного архитектурного строительного надзора Иркутской области является Гузнякова Людмила Николаевна , а Субботенко Николай Александрович имеет награду «Строительная слава».

    Особенно много украинцев в культурно-просветительской сфере: музыка, театр, киноиндустрия, образование. Большинство из них получили образование в Украине, но работают и активно участвуют в культурной жизни Прибайкалья. Так, Сильвестров Николай Ростиславович – главный дирижер Музыкального театра имени Н.М. Загурского, доцент Иркутского государственного педагогического университета. Солисты Музыкального театра – Васильев Ерофей Корнеевич , Лесовой Виктор Васильевич , Панченко Юлия Александровна , Мальцев Николай Петрович [5]. Николай Петрович и Ерофей Корнеевич имеют звание «Заслуженный артист Российской Федерации», Ерофей Корнеевич также возглавляет Украинский культурный центр «Днипро» города Иркутска. Почетным географом Украины, доктором географических наук является профессор ИГУ Мисевич Корней Николаевич [12].

    Одним из самых известных украинцев, когда-то занятых в культурной сфере, безусловно, является Рогаль Виталий Сергеевич – народный художник России, заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Иркутска [9]. Его именем назван Дом В.С. Рогаля, который располагается на ул. Халтурина, 3.

    В Иркутске действует Украинский культурный центр «Днипро», в который входит большинство вышеназванных украинцев. Основными целями Центра являются сохранение и развитие украинского языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений. По данным переписи населения 2002 года, в городе Иркутске проживает около 10 тысяч украинцев.

    Центр был зарегистрирован в 1992 году. Его первым Председателем стал Николай Николаевич Сребняк . Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Его члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, совместных проектов с украинцами из других городов и стран возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

    С 1995 года при центре действует хор «Славяне», исполняющий песни на украинском и русском языках. Руководитель хора – Ильяшенко Степан Савельевич .

    В 1996 году лидером Центра стал Николай Ростиславович Сильвестров. В 1997 году были проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. В 2001 году Председателем стал Ерофей Корнеевич Васильев, заместителем – Максим Иванович Коник .

    Каждый год иркутские украинцы участвует в общегородской культурной жизни, это Праздник Ивана Купала и Троицы, День России, выставка в Областном Краеведческом музее «Мы – сибиряки!», с разделом «Украинцы», детский фестиваль «Байкал многонациональный» и многое другое. Также Центр проводит свои внутренние праздники, такие как Рождество, Шевченковские дни, День Независимости Украины и прочее.

    Кроме культурно-просветительской деятельности общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами. Члены общества приобщаются к культуре и традициям других народов нашего региона, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с литовцами, поляками, татарами, бурятами.

    В 2008 году в городе начала свою деятельность субботняя украинская школа. Учащимся предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Украиноведческий курс состоит из изучения песен, стихотворений и основных данных об Украинском государстве [11].

    Сегодняшние прибайкальские украинцы – это, конечно, уже не те, что переселялись в наш регион добровольно или принудительно. Если раньше украинцы считались титульной нацией Российской империи, и освоение Сибири царским правительством только поощрялось, то сегодня дело обстоит абсолютно иначе. Были переосмыслены категории понятия «этнос», Россия пережила болезненную процедуру признания украинского народа отдельным от русского, тем самым восстановив историческую справедливость, нарушенную еще во времена Екатерины II, ибо культурные и языковые различия слишком явны, их невозможно прикрывать. В 1917 году снова было образовано Украинское государство, через 263 года после объединения Украины с Россией на Переяславской Раде. Украинцы возвратили свою государственность, а значит – стали полноценной диаспорой в других странах, в том числе и в России. Как пишет Александр Дмитриевич Дмитриев:

    Як сумно стане і тяжко в душі,
    Як здасться, що втратив життєвий рушій,
    І буде чужим все, що є навкруги:
    Всі речі навколо – твої вороги.

    Лише посміхнися і спробуй згадати,
    Що долю не можемо ми обирати.
    Доля від дому, буває, закине,
    Та де ти живеш, там і є Україна!

    Они нашли свое место на Сибирской земле, сохранив Украину в своих сердцах: обустроились, завели детей, друзей, внесли капельку себя в многонациональный край, не забывая своих корней, украинского языка и песен, тем самым сделав наш край богаче.

    Таким образом, украинцы работают на благо своего региона и одновременно создают положительный имидж Украины в глазах жителей.


    Литература:
    1. Вікіпедія. Вільна енциклопедія. [электронный ресурс] URL: http://uk.wikipedia.org/wiki/Українці_Сибіру (дата доступа 25.09.10)
    2. Википедия. Свободная энциклопедия. [электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Есиповский,_Игорь_Эдуардович (дата доступа 25.09.10)
    3. Демоскоп Weekly. [электронный ресурс] URL: http://demoscope.ru/weekly/pril.php (дата доступа 25.09.10)
    4. Иркутская область. Официальный портал. [электронный ресурс] URL: http://www.irkobl.ru/government/executive/government/ (дата доступа 25.09.10)
    5. Иркутский государственный музыкальный театр им. Н.М. Загурского. [электронный ресурс] URL: http://imt.irkutsk.ru/index.htm (дата доступа 25.09.10)
    6. Закіров М. Проблеми національно-культурного відродження українців у Росії в умовах трансформації Російської Федерації в останньому десятиріччі XX століття / М. Закіров. – К.: Українська Всесвітня Координаційна Рада, 2004. – 144 с.
    7. Ольхонский район Иркутской области. Официальный сайт. [электронный ресурс] URL: http://www.adm-olkhon.ru/peoples/index.html (дата доступа 25.09.10)
    8. Руденко Л.Г. Миграция украинцев в Сибирь и Дальний Восток в системе российско-украинских миграционных связей / Л.Г. Руденко, К.Н. Мисевич, Н.И. Фащевский и др. – Иркутск, Киев: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2007. – 103 с.
    9. Союз художников России. [электронный ресурс] URL: http://www.cx.irkutsk.ru/rogal/index.htm (дата доступа 25.09.10)
    10. Українська Православна Церква. Київський Патріархат. Офіційний сайт. [электронный ресурс] URL: http://www.cerkva.info/uk/episkopat/56-ep-mefodij.html (дата доступа 25.09.10)
    11. Украинский культурный центр «Днипро». Прибайкалье. Иркутская область: города и районы. [электронный ресурс] URL: http://pribaikal.ru/ukrainian-dnipro.html (дата доступа 25.09.10)
    12. Ученые России. Ученые стран СНГ и Ближнего зарубежья. Энциклопедия. [электронный ресурс] URL: http://www.famous-scientists.ru/2471/ (дата доступа 25.09.10)
    13. Этническая панорама. Этносибирь. [электронный ресурс] URL: http://etno.tomsk.ru/ru/75/ (дата доступа 25.09.10)

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1446 | Загрузок: 443 | Рейтинг: 2.0/1