Суббота, 27.04.2024, 15:30
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Историческая ретроспектива роли религии в визуальных образах позиционирования
    [ Скачать с сервера (55.0 Kb) ] 05.10.2010, 08:34
    Историческая ретроспектива роли религии в визуальных образах позиционирования 
    Скуденков В.А.

    На протяжении всей истории люди стремились себя изменить, показать с другой стороны, создавали новые образы, стили, формы - и все для того, чтобы улучшить свой статус, свое положение в глазах других или найти новый способ самовыражения. Позиционирование себя чуть-чуть другим, чем ты есть на самом деле - это одна из самых древних форм и способов изменения личного символического пространства.

    Способы позиционирования - это способы невербальной коммуникации, которые показывают окружающим социальный статус, мировоззрение, духовное продвижение и т.д. Особое место в данном процессе занимали религиозные взгляды и убеждения человека. Символы, передаваемые одеждой, украшениями, татуировками, несли отпечаток религиозности и заведомо ставили человека на определенную социальную ступень, религия - это инструмент управления обществом, который работал как 4000 лет назад, так и сейчас. В данной статье анализируются влияние религиозной системы на формы позиционирования, а также их современное развитие. 

    В рамках разных мировых культур происходило классовое деление. Внешнему облику каждого класса соответствовали свои требования к одежде, прическе, татуировкам. Потому как одежда - это тот символ социального статуса, который можно взять с собой. К примеру, в средние века в Японии для каждого сословия (самураи, мастеровые, крестьяне и т.д.) были строго определены свои виды жилья, одежды, прически, развлечений и т.п. В ранее Средневековье в Европе были изданы законы о рангах в одежде, которые определяли выбор ткани и форму одежды в зависимости от классового распределения. Бюргеры (средний слой городского населения Западной Европы) например, в отличие от дворянства, не имели права носить длинные шлейфы, шелковые одежды. Среди мусульман - одевающихся во внешне схожие одежды - разница проявляется в отделке и качестве тарани, а также в аксессуарах.

    Впрочем, эти тенденции характерны для всего мира, в Индии, украшение Челпанов брошью - символизировала достаток и статус раджи и его советников, цвета и нитки используемые в отделке индийского женского платья - сари - до сих пор несут символическое отражение социального статуса и положения женщины. В буддистских странах - символика цвета в одеждах - указывала не только на социальный статус, но и на уровень религиозного продвижения. Эти традиции закладывались на основе религиозных норм и правил, объясняющих социальное устройство, социальное распределение ресурсов и возможностей. Поэтому, сочетание религии и социальной стратификации находило отражение во внешнем позиционировании себя через одежду и аксессуары к ней.

    Сегодня со страниц журналов, рекламных роликов, фильмов на нас смотрят люди, ставшие эталонами не только для западной культуры, но и для всего мира. Даже страны Азии вбирают в себя образцы европейского человека, арабский мир - в силу закрытости и традиционности менее вовлечен в эту гонку, но и его не прошли стороной веяния моды западного общества.

    Если рассматривать более углубленно - то распространение нынешних модных образов дало христианство, христианская культура.

    В самом христианском учении внешнему облику, украшениям уделяется минимум внимания, если нет канонических правил на социальную одежду, то появляются вариации. Лишь некоторые библейские тексты в общих чертах касаются опрятности и ритуальной физической чистоты. Некоторые ортодоксальные христиане воспринимали украшение тела, уход за внешностью как противоречие добродетели, ставилось во главу угла духовное, а не телесное. Тело считалось греховным началом. Некоторые отшельники специально не мылись, одевали себя в лохмотья, не меняли одежду, стремясь принизить роль внешнего, и сконцентрироваться на внутреннем. Но в социуме все равно осталось внешнее проявление как символ своего социального положения.

    Видимо в этом они руководствовались теми библейским сказаниям, в которых утверждается, что пророк Исаия ходил нагим, предсказывая плен («Книга пророка Исаии», 20: 2), Иеремия для этих же целей носил на шее ярмо («Книга пророка Иеремии», 28: 10), а Седекия – железные рога («Третья книга царств», 22: 11).

    С одной стороны, действовали оценки морали и догм, в рамках которых, человек должен был заботиться о душе, а не о теле, а с другой стороны через подобные правила выстраивалась система управления людьми, выстраивалась идеологическая составляющая социокультурного пространства.

    Причем, тенденции, заложенные отшельниками, распространялись на простых людей. Есть немало свидетельств того, что бани, ванны, сауны в Средневековой Европе, после падения Римской империи были позабыты. Герои великого крестового подхода своей верой нанесли урон социальному - нивелирован культ чистоты (религиозным фанатизмом заглушались нормальные потребности). И возникшая в XIV веке парфюмерная продукция была направлена на "заглушение" запаха.

    Но с развитием общественного развития изменялись взгляды людей на свое положение. Эти изменения коснулись прежде всего самой христианской церкви, где убранства служителей церкви изменялись от века в век и приобретали дополнительное символическое содержание. Христианская церковь пошла по пути культивирования внешней символики - в рясах и одеждах священнослужителей. Что, в последующем, вызвало недовольство разных слоев общества и привело к формированию протестантских учений, отрицающих церковь как социальный институт и ратующих за непосредственное общение человека с Богом - без посредников.

    Этот шаг привел к серьезным не только религиозно-идеологическим сдвигам, но и социально-экономическим . В обществе происходило постепенное отторжение определенных христианских догм, которое привело к развитию нигилистических тенденций и в конечном счете к революции не только в одежде, но и вообще во внешнем позиционировании себя.

    Культура внешности от полного отторжения перешла в другую крайность - наивысшей ценности. Внешний облик - стал символом успеха и целью жизни. Эти ценности, благодаря средствам массовой информации стали распространятся по всему миру, насаждая европейские и американские нормы.

    Идеи протестантизма, развивали у людей уверенность в том, что благословение Бога может получить человек работающий, отдающий себя своему делу и получающий за это достойное вознаграждение. Символом, символами правильной жизни и поддержки Бога - был достаток и успех, отражающиеся на внешнем облике человека. Развитие индустрии моды, сферы обслуживания (салоны красоты, SPA-салоны), рекламы привели в конечном счете - к формированию в массовом сознании установки "образа успешного человека". Не зная его лично, но наблюдая на страницах СМИ и телевидения, любой среднестатистический человек может сказать - кто перед ним - успешный или нет человек. Это суждение будет поверхностным, оно будет базироваться только на внешнем облике, но именно он будет определять как мы будем относиться к человеку. Верна пословица на все 100%: "по одежке встречают...". Реакция от обратного в догмах христианской религии - породила такое отношение к внешности человека.

    Помимо этого, в середине ХХ века возникло время безрелигиозности - время возникновения новых мощных социальных движений - хиппи, панков, которые изменили, а правильнее сказать - взорвали восприятие тела человека и способы его украшения или скрывания. Есть догматичные религии, но есть направления, которые можно приравнять к ним по силе и объему воздействия (США, Латинская Америка, Австралия, Европа, Россия, часть Азии) - поэтому, не замечать данное воздействие просто не вправе. Тем более, результатами этой революции мы пользуемся и поныне - ни у кого не вызывают протеста рваные джинсы у юных девушек (кстати сказать, элемент из христианской веры), короткие юбки, прозрачные открытые блузы и т.д.

    Ислам не признаёт классового деления людей. Нормы Корана и Сунны едины для всех мусульман, без каких либо ограничений. И украшать себя стоит любому человеку говориться в Коране. Отличие в позиционировании только по гендерному признаку происходит. В сутрах Корана говорится о том, что люди должны забоится о чистоте одежды и тела. «Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очищай!» (Коран, 74: 1 – 4). Основную задачу Пророка – увещевание людей и возвеличивание Господа, Аллах поставил в одном ряду с необходимостью поддержания внешности в чистоте. Также Аллах говорит в Коране: «Поистине, Аллах любит кающихся и тех, кто содержит себя в чистоте!»(2: 222). Но в исламе есть другая крайность - запрет на изображение людей.

    Поэтому, анализируя современный исламский мир, можно говорить о том, что таких крайностей восприятия тела, одежды в исламе не было. В этом отношении, данная религия не ставит разграничений и не дает ограничений и напротив, поощряется уход за собой.

    Как уже упомянули, запрет на изображение тела - дал свои плоды - в арабских странах нет культа тела в открытом доступе. Тело - это предмет личной интимной жизни, предмет, который не выходит в зону общественности. И тем самым, социальный статус, общественное положение, определяется не тем как выглядит человек, а что у него есть за его внешностью, а также те аксессуары, которыми он себя окружает. Качество ткани, отделки одежды, обувь, оружие (даже символическое) - это те элементы, которые указывают на положение человека, как и 1000 лет назад.

    Еще одной известной особенностью исламизированного населения является то, что оценивают успех, признание, одобрение только мужской части населения, женщины выпадают из этой среды в силу норм и традиций. Даже всеобъемлющее наступление западной цивилизации не до конца сломило внешние способы позиционирования: женщины до сих пор носят Пенджаб, ходят в закрытых одеждах.

    Западные тенденции отразились на внешнем позиционировании мужчин - они стали носить деловые костюмы западного образца, используют аксессуары подчеркивающие социальный статус на западе - часы, телефоны, перстни, ручки. Женщины лишь только борются (и то не все и не везде), иметь право не носить Пенджаб или иметь право на работу.
    В исламе, в отличие от христианства, не было ни в мечети, ни в среде муфтиев ухода в возвеличивание ритуальной символики во внешнем виде служителей и самого убранства религиозного учреждения. Возможно, это также способствовало, сохранению религиозных догм в обществе.

    Буддизм также неоднозначно воспринимает внешний облик человека. Одна из его основополагающих истин гласит, что "желания человека - причина его страданий, чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний". И отношение к внешности совсем иное, чем в христианских и мусульманских странах. Буддисты внешний облик воспринимают как в соответствии со своим социальным классом. Каждый рожденный человек в той или иной социальной страте несет на себе печать кармы, поэтому ей надо соответствовать. Для более состоятельных членов общества - необходимо выглядеть соответственно их статусу и положению - подчеркивая свою внешность, нося украшения, тонкие ткани и т.д. Для более низших классов - такое недопустимо.

    Жесткого предписания в виде законов, как в Средневековой Европе нет, но есть негласные правила - от которых не отступают. Основная масса буддисткого мира воспринимает свое социальное положение как данность и примерять на себя одежду другого человека, представителя другого класса - значит отступать от своей судьбы, портить свою карму, чего стараются избегать.

    Соблюдая религиозные тенденции, большинство буддистов носят золотые украшение - в знак почитания божеств и их же приносят в качестве жертвоприношения. Но при этом, убранство дацанов не носит такой помпезности как в христианстве. В буддизме на протяжении веков шло одновременное украшение как внутренней части религиозных учреждений, украшения лам - весьма каноничны и соответствуют той или иной школе (красношапочников или желтошапочников ) и выражается в цвете одежд и минимуме дополнительных аксессуаров, только то, что необходимо для ритуала.

    Таким образом, христианство, изначально отрицало внешнее позиционирование человеком себя, но церковная обрядовая деятельность украшалась и постоянно развивалась, что привело к формированию ветвей, отрицающих церковь, и в их среде, культ тела поныне носит максимально выраженных характер. Ислам - говорил о необходимости и равенстве всех членов общества, независимо от социального статуса, заботиться о своей внешнем облике, отличие имелось только между мужчинами и женщинами, в этой религии. Буддизм - внешнее позиционирование строил на основе социальной стратификации и воли судьбы или кармы.

    В силу того, что ислам - чрезмерно догматичная религия. Буддизм - религия направленная на принятие того что есть и соответствия этому в рамках дозволенных правил. Христианство - религия крайне противоположных тенденций отношения к телу и в целом, внешнему позиционированию. А также в исламе и буддизме есть каноны предписывающие нормы одежды, а в христианстве четких канонов нет, то и возможность изменения себя на территориях с христианской религией нашла большее распространение. Что привело к формированию нигилизма и отторжения религиозных основ, а в последующем, и распространения на всех христианских государствах пространства потребления не только продуктов, но и обликов и имиджей, а так же тел обезличенных людей, душевные и тем более духовные качества которых спрятаны за искусственными обликами.



    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1305 | Загрузок: 173 | Рейтинг: 5.0/1