Пятница, 26.04.2024, 15:29
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания "отцов и детей"
    [ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] 05.10.2010, 10:47
    Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания "отцов и детей"
    Фильчакова Е.А. 

    Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.

    В определенный период времени содержание данной проблемы, острота противоречий, формы конфликтного взаимодействия носили особенный конкретно-исторический характер и формировали свои социальные нормы отношений между поколениями. Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

    Проблема взаимопонимания «отцов» и «детей» никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений. Стоит выделить проблемы, которые являются универсальными и доминирующими во всех станах:
    - преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
    - приобщение к семейным и к общественно-значимым ценностям (образование, здоровый образ жизни);
    - степень зависимости и ответственности между поколениями;
    - государственная политика по отношению к разным поколениям;
    - соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.
    Если говорить преимущественно о России, то специфика межпоколенных конфликтов сводится к следующим показателям:
    - обесценивание старости в глазах молодого поколения;
    - поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
    - вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
    - дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.

    В социологии поколенческий подход предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Конфликт в таком случае рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам. Для того чтобы лучше понять природу межпоколенных конфликтов, необходимо рассмотреть их типологизацию. Межпоколенные конфликты могут быть внутриличностными (которые протекают в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими сторонами конфликта); межличностными (между конкретными представителями различных поколений); между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери); социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями); социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

    Каковы же причины межпоколенных конфликтов? Ответ на этот вопрос не однозначный, так как весьма тяжело выделить одну или две точные причины. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Например, это могут быть несовместимость интересов сторон, материальные проблемы, аморальное поведение членов семьи, жилищно-бытовые неурядицы, разница в социальном положении поколений, удаленность проживания «отцов» и «детей», особенности культуры поведения, взросление детей, разные ценности молодого и старшего поколений, борьба за власть и влияние в семье и т.д.

    Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особой роли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и они не могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместо этого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.

    Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения: положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления; критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.

    В индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются не только из деятельности общественных институтов и целенаправленного воспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

    Опыт показывает, что чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных групп, продуцированию ими субкультур и тем вероятнее конфликт поколений, когда «дети» отрицают всякие авторитеты. С возрастом уменьшаются способности к адаптации, новое не принимается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Поэтому для старших характерно постоянное отставание от бурного темпа жизни, приводящее к тому, что в зрелом возрасте человек как бы возвращается к привычкам, позициям и убеждениям, сложившимся в молодые годы. Это порождает историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени.

    Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности, фамильных ценностей. Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п. Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.

    Интерес к данной проблеме связан с отечественной историей последних лет: с оценкой роли прежних поколений, проложивших путь к современным трансформациям, но, как это чаще всего бывает, не нашедших в них своего места. Отличие вхождения нынешней молодежи в общественную жизнь заключается в том, что ей необходимо не только адаптироваться к существующей действительности, но и принципиально изменять эту действительность. Это и порождает конфликтные ситуации между поколениями, но стоит отметить, что молодое поколение не торопится полностью отказаться от традиций, норм и ценностей своих родителей. Межпоколенный конфликт — часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы. Проблему взаимопонимания «отцов» и «детей» можно смело отнести к вечным проблемам, поэтому до тех пока будет существовать общество, будет существовать и данная проблема.


    Литература:
    1. Берто Д., Берто-Вьям И. Семейное владение и семья: преемственность и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социологические исследования. – 1993. - № 2. - С. 58-67.
    2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 56-65.
    3. Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье. // «Демографические исследования». – 2010.- №4.
    4. Ястребов Г.А., Шкаратан О.И. Социокультурная преемственность в российской семье //
    Общественные науки и современность.- 2010. - № 1. - С. 5-27.










    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 7547 | Загрузок: 906 | Рейтинг: 0.0/0