Суббота, 27.04.2024, 14:14
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Мировоззрение молодежи как отдельной социальной группы в трансформационном аспекте
    [ Скачать с сервера (36.5 Kb) ] 05.10.2010, 07:54
    Мировоззрение молодежи как отдельной социальной группы в трансформационном аспекте
    Накрохина Д.В.

    Современная цивилизация переживает глобальные изменения разного характера – политические, экономические, культурные и социальные. Но такие изменения происходили во все времена, разница лишь в их неоднозначности и неравномерности. Именно поэтому в общественном мировоззрении и мировоззрении его отдельных поколений, как и социальных групп, существует некие различия, например, в выделении определенных событий и их трактовке.

    На основе таких различий в мировоззрении основываются целые отрасли философского знания, а также строятся многие социологические теории. Вопросы трансформации мировоззрения молодежи, как и вечные конфликты «отцов и детей» всегда являются актуальными и поэтому должны занять основополагающее место. 

    Рассмотрение молодежи с философских позиций представляет в начале 70-х годов прошлого века В.Н. Боряз. Данное определение достаточно полно характеризует молодежь с позиции познания ее как отдельной социальной группы. «Молодежь есть:

    1) объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа;

    2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества;

    3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития;

    4) достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи;

    5) возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадий развития» [1, 133]. Таким образом, автор считает, что молодежи как специфической социальной группе свойственны определенное познание общества и мировоззрение.

    В российском обществе перед молодежью, стремящейся к реализации своих планов, проектов, целей существует гораздо меньше возможностей, чем в странах Запада, где с молодежью ведется активное сотрудничество и осуществляется государственная поддержка. В итоге появляется еще одна проблема – социализации молодежи. Собственно теория социализации и содержит в себе социально-философскую концепцию, отвечающую на вопрос о сущности человека, его предназначении и месте в мире.

    В определенные периоды истории традиции и ценности становятся нравственной опорой в поисках путей дальнейшего развития общества, государства и человека. Смысл этих традиций заключается в том, что они позволяют сохранить для молодого поколения не только ценность истории общества, но и характерные формы собственной жизни. Особого интереса заслуживает и проблема "трансформации" традиций от поколения к поколению. В особенности это необходимо для института образования, где и формируется основа мировоззрения молодежи.

    Сегодня понимание трансформации дополняют понятия информатизации, компьютеризации, глобализации и т.п. Все чаще на смену понятию «традиции» приходит термин «инновация». Понятие "инновация" впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. В начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений. Со временем инновационная политика оказалась весьма перспективным изобретением, причем отнюдь не только экономического, но и широкого социального свойства [2]. Если рассматривать инновацию с мировоззренческой позиции, то это следующий этап после познавания традиций предыдущих поколений. Без знания традиций невозможно пройти социализацию в современном социуме, но с другой стороны, без знания инноваций, основываясь лишь на историческом опыте, практически неосуществимым становится формирование собственного мировоззрения.

    Задачи того, что стало позже называться социализацией, появились в теориях значительно позднее, что было связано с существенным изменением характеристик исторического процесса в ХIХ-ХХ веках. Их отличили друг от друга, понимая под воспитанием целенаправленный процесс наделения человека определенными социальными свойствами и ценностями, а под социализацией - сопутствующий проживанию индивида в социуме процесс влияния на него условий общественной жизни. Предполагалось, что в любом процессе жизнедеятельности он приобретает определенные социальный опыт, стереотипы деятельности, нормы, образцы, ценности, и это стали называть социализацией [2].

    Но сама молодежь посчитала, что общество в то время не справлялось с функцией социализации, это доказал молодежный бунт 1968 года, начавшийся во Франции, а затем продолжившийся в Европе и Америке, обнаружил тот факт, что на определенном этапе развития общество не успевает за быстро меняющимися и трансформирующимися социальными изменениями.

    Сейчас невозможно точно сказать, возможно ли повторение таких выступлений, но недовольство молодежью современной политикой, экономикой и другими переменами, происходящими в обществе все же имеются. Поэтому учитывать мнение молодого поколения, решение современных проблем молодежи, а главное трансформации их мировоззрения государству, обществу и другим социальным группам нужно учитывать.


    Литература:
    1. Боряз, В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования / В.Н. Боряз. – Л., 1973. – 155 с.
    2. Лапин, Н.И. Изменение ценностей и новые социо-культурные структуры. Куда идет Россия? / Н.И. Лапин. – М., 1998.


    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 3383 | Загрузок: 592 | Рейтинг: 0.0/0