Суббота, 27.04.2024, 09:06
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Насколько необходима религия современному обществу
    [ Скачать с сервера (23.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 05.10.2010, 05:34
    Насколько необходима религия современному обществу.
    Даракчан Е.А.

    Религия - группа людей, объединенных общей целью, определяемой исповедуемой ими верой; для христиан этой целью является спасение души для вечной жизни. Религия рационализирует жизнь своих последователей, определяя их отношение к окружающему и их ценностные установки (в совокупности - религиозное мировоззрение). Эта связь между людьми, живущими по "вере", является религиозной. Религиозные отношения - разновидность социальных отношений, они образуют особую ценностную область, которая для верующих - высшая ценность, главная святыня.

    Будучи членами общества, они включены в сеть других отношений, образующих социальные подсистемы - экономику, политику и др. Каждая из этих областей деятельности обладает собственными, присущими только ей целями, представляет собой особый тип целеполагания и рационализации. В этих сферах деятельность людей устремлена к тем или иным целям устроения земной жизни (а не спасения души) - поддержания социального порядка, удовлетворения основных человеческих потребностей, и соответственно, складываются свои ценностные ориентиры, определяющие нормы поведения, положительного или отрицательного в каждом из этих видов деятельности.

    Структуры, формы поведения, общественные институты функционируют на основе тех смыслов, которые придают им люди. Люди в своей социальной деятельности следуют тем или иным одобряемым обществом образцам поведения. Религиозное поведение соотнесено каким-либо образом с ценностями, оно должно быть осмысленным и, следовательно, цели, которые люди преследуют, и принятые ценностные ориентации направляют и помогают функционировать социальным действиям людей, осуществляют их "рационализацию". В итоге, решающие факторы социальной деятельности и развития общества рождаются в ценностях, морали, культуре, способах рационализации поведения людей.

    Религия выполняет различные функции, стремиться, удовлетворить различного рода потребности индивидов и социальных институтов. Функциональный подход является одним из самых содержательных для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем существует и ряд ограничений. Пожалуй, самое важное - понимание того, что в различных обществах разные религии производят неодинаковые функции, т.е. универсальный функционализм неприемлем. Так как функции религии, которые она выполняет в любом обществе, или должна выполнять сформулировать невозможно.

    Необходимо учитывать и то, что религия функционирует как фактор стабильности и интеграции, потому что общество олицетворяет в себе культурно-духовное целое, в котором стабильность и интеграция могут осуществляться только с помощью нескольких факторов, например, религиозных символов. Однако, при этом, исключается возможность интеграции и стабильности общества на другой основе, нежели той, что образует "моральную общность" (по Дюркгейму), посредством иных социокультурных механизмов (показанных, например, Луманом). В развитом демократическом обществе, к которому мы стремимся интеграция в большей мере обеспечивается законодательством и системой права в целом.

    В обществе с древности и до наших дней всегда действуют принуждение и насилие. Проблема интеграции вообще не сводится к выполняемым религией функциям. Она является одной из многих составляющих в сложную систему взаимодействий. Религия во многих случаях может стать фактором дезинтеграции и быть, в некотором отношении, дисфункциональной (например, в экономике, когда она мешает вводить современные методы организации труда, развитию технологии и т.п.). Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции как позитивные, так и негативные, может быть фактором укрепления социальных связей в одних условиях и фактором, вызывающим конфликты, - в других.

    Самой важной функцией религии считается способность поддержания коллективной идентичности. Религия объясняет значение и место той или иной группы среди прочих, населяющих мир. Данная функция особенно эффективно в традиционных обществах, так как они наиболее однородны. В условиях возрастающей дробленности общества, в том числе и религиозной, увеличивающегося плюрализма ни одна из традиционных религий уже не способна выполнять эту функцию. Эти же аспекты можно отнести и к прочим функция. Например, функции, при помощи которой происходит присвоение сакрального смысла различным нормам и ценностям общества. Эта функция способствует большей стабильности. Возможности религии в этом отношении с развитием общества меняются. Присвоение функций и роли религии влияет на необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям существования, такие как ценности, нормы, культурные стандарты поведения.

    Через верования происходит религиозное воздействие на поведение индивида, на основе которого складываются представления об общем порядке вещей и формируются устойчивые мотивации и настроения. Но используя дисциплинарные методы, иногда вразрез с верованиями, различные религиозные учреждения и организации могут отрицательно влиять на поведение своих последователей, тем самым стимулируя действия, противоречащие официально принятым установкам. Конечным в этом отношении будет случай тотальных институтов.

    «Тотальные институты - это принудительные сообщества, где вся жизнь их членов находится под тщательным контролем; их потребности четко определяются организацией; все, что им дозволено и не дозволено делать, четко регламентировано правилами организации. К модели тотального института в той или иной степени близки школы-интернаты, армейские казармы, тюрьмы, психиатрические больницы. Их подопечные денно и нощно содержатся под присмотром... так что любое отклонение от правил тут же обнаруживается и наказывается, а еще лучше - предотвращается... Полное вовлечение человека как личности в организацию сочетается с требованием абсолютно безличных отношений. Именно несоответствие такого сочетания объясняет громадную роль принуждения в тотальных организациях. Ни духовная приверженность, ни материальные блага не помогают обеспечить желаемое поведение, укрепить желание членов организации оставаться вместе и продолжать работу. Отсюда и другая черта тотальных институтов - строгое разделение их членов на тех, кто создает правила, и тех, кто им подчиняется. Эффективность принуждения как единственной компенсации отсутствия, с одной стороны, эмоциональной привязанности, а с другой - расчетливого эгоистического интереса, зависит от того, насколько велик и непреодолим разрыв между этими двумя сторонами».

    Наличие таких институтов не исключает того, что религиозное поведение (как социальное действие) является осмысленным, то есть основу его составляют выработанные в данной сфере нормы, верования, ожидания, ценности и выбор предпочтений индивидов и групп в целом. Конечно, поведение людей в реальной жизни обосновывается не только религией, но и экономикой, национальным менталитетом и т.д. Более того, любая религия испытывает влияние интересов определяющих ее слоев, хотя своеобразие религии не является простой функцией социального положения слоя, выступающего в качестве основного носителя данной религиозной догмы. «Хотя для каждой религии смена социально определяющих ее слоев очень важна, вместе с тем несомненно, что однажды сложившийся тип религии достаточно сильно влияет на жизненное поведение разнородных слоев».

    Отношения между религией и обществом - это отношения диалектического взаимодействия. Можно привести множество факторов свидетельствующих о том, что религиозные верования, даже самые сложные, ведут к внешне заметным изменениям в структуре общества. Но этот механизм может работать и в обратном порядке. Социальные изменения, в свою очередь, могут воздействовать на трансформацию религиозного поведения и сознания.

    Религия в повседневной жизни использует культурные модели, символические системы, в основе которых лежит человеческий опыт, не поддающийся рациональному объяснению (причины и следствия: смерть, зло, страдания, предельность мира, которая в свою очередь рождает чувство запредельного и др.). Религиозные верования приобретают осмысленный контекст и дают объяснения, соотносят человека с такими предельными, или конечными, условиями его существования и, в итоге, выполняют функцию не только эмоционального утешения, но и решают более острые и неизбежные проблемы смысла.

    «Нет такой совокупности символических форм, которая выполняла бы функции религии для всех людей. Скорее, можно говорить об огромном многообразии форм».

    Еще в 1979 г. американский социолог религии П. Бергер писал, что в плюралистической ситуации человек стоит перед тремя возможностями выбора религиозной мысли — дедуктивным, редуктивным и индуктивным. Дедуктивный выбор вновь утверждает авторитет религиозной традиции в ситуации современного обмирщения — в христианском контексте человек смиряется перед Богом, говорящим через Писание. Упрощенный (редуктивный) выбор подразумевает смену авторитета; современное сознание становится единственным критерием истины для религиозной мысли. Совершая индуктивный выбор, человек обращается к собственному опыту как основанию всех религиозных утверждений вне зависимости от объема опыта и количества выбранных традиций, — процесс оценки производится силами собственного ума, не желающего ограничивать поиск религиозной истины ссылками на какой-¬либо авторитет.

    Сам Бергер считает индуктивный подход к интерпретации религиозных истин, восходящий к либеральной протестантской теологии времен, единственным способом преодоления деления современного мира. Тем не менее, он осознает и недостатки этого метода: «...такая открытость не знает конца и края, а потому без насыщения остается глубоко религиозный голод по достоверности».

    Используя результаты социологических исследований религиозной сферы, которые проводились в России в течении последнего десятилетия, и данные социологических опросов 2006-2007 годов, можно сделать вывод о том, что предложенная Бергером модель довольно точно иллюстрирует современную российскую религиозную ситуацию. Её можно сравнить с маятником, изображая развитие духовной сферы в разных странах в виде последовательности колебаний. В европейских странах религиозное сознание прошло охлаждение и многократное духовное обогащение.

    Особенность России заключается в огромной амплитуде колебаний этого «маятника». От тотального контроля со стороны церкви Россия перешла не к свободе вероисповедания, а к безбожию и всеобщему контролю квазирелигиозной идеологии марксизма. Церковь все больше стремиться к идеологическому контролю после распада СССР. Данная ситуация свидетельствует о том, что разрыв между громадной ролью религии и слабой религиозностью будет только увеличиваться, что может привести к антирелигиозной реакции в будущем. Страна способна преодолеть болезненные колебания маятника, так как происходит трансформация общества, и Россия больше не изолирована от остального мира.

    Итак, сегодня российским жителям, в основном, присущ индуктивный или упрощенный тип религиозного мышления, и лишь незначительный процент жителей страны выбирает консервативный дедуктивный путь. 

    Степень необходимости религии, как я считаю, каждый человек может выбрать сам. Самое главное, чтобы в процессе выбора человеку был предложен весь спектр возможных вариантов. И этот выбор осуществлялся осознанно, никем не поощрялся и производился на добровольной основе. Мои родители дали мне право выбрать религию самой. За это я им бесконечно благодарна.

    По моему мнению, это является правильным решением, так как никто не вправе выбирать за индивида основополагающие направления развития личности, а именно таковым является религия. Для меня никогда не имела большого значения принадлежность того или иного человека к определенной конфессии. Себя тоже не отношу ни к одной. И я этим довольна. Никогда не крестилась в церкви и не считаю, что это может мне понадобиться в будущем. Для меня это слишком большие обязательства не столько перед кем-то, сколько перед самой собой. 

    Я верю в то, что всё будет хорошо, если будешь иметь цель в жизни и будешь уверенно к ней идти. Не следует бояться сделать ошибку, никто не вправе осуждать тебя или что-то навязывать. Надо стараться быть честным со всеми, но, прежде всего с самим собой.

    В современном мире много возможностей, очень много нового, интересного, непонятного. Всё это касается и религии. Хочется, чтобы люди, которые имеют разные взгляды на одни и те же вещи всегда помнили о том, что всё имеет начало, и это начало было общее для всех нас.

    Перейти к обсуждению

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1134 | Загрузок: 575 | Рейтинг: 0.0/0