Суббота, 27.04.2024, 16:07
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Социальная память в трансформирующимся обществе через восприятие имиджа института социальных наук
    [ Скачать с сервера (44.5 Kb) ] 05.10.2010, 10:51
    Социальная память в трансформирующимся обществе через восприятие имиджа института социальных наук
    Черных Я.В. 

    Социальная память является хранилищем всевозможных смыслов: знаний, умений, стимулов, эмоций. Она выступает транслятором ценностно-смысловых характеристик культуры от одного поколения к другому, определяет многомерность и многоуровневость феноменов культуры.

    Содержание и структура социальной памяти зависит от субъекта-носителя, то есть социальной группы, которой принадлежит эта память. По своей смысловой нагрузке различают следующие разделы памяти: образный, семантический, аффективный, моторный и раздел самосознания.

    В своей статье я бы хотела рассмотреть вопрос о выборе Высшего учебного заведения, затронув такой аспект социальной памяти как восприятие ВУЗа выпускником школы через восприятие его родителей и других представителей старшего поколения. Сохраняется ли преемственность поколений в вопросе выбора университета? В рамках социальной памяти такая преемственность носит словесно - логический характер, выражающийся в памяти на слова, понятия, высказывания, абстрактные идеи, то есть память о языках, текстах и знаниях, полученных от старшего поколения.

    На что обычно обращают внимание абитуриенты и их родители в процессе принятия решения? Какие критерии выбора являются важными практически для всех категорий абитуриентов? Рассмотрим это на примере Института Социальных Наук Иркутского Государственного Университета. Институт организован решением Ученого Совета от 26 ноября 2004 года на базе факультета социальных наук, созданного в марте 1998 года по инициативе ректора ИГУ Смирнова А.И.

    В рамках проведения приемной комиссии в институте в 2010 году, вниманию абитуриентов и их родителей предлагалась анкета, целью которой являлось узнать представление о нашем институте. Как выяснилось, знакомы с нашим институтом более двух лет 53,11% абитуриентов и 60% родителей, здесь можно говорить о существующем положительном имидже Института Социальных Наук. Именно наличие положительного имиджа повлияло на принятия решения поступления именно в ИСН у большинства респондентов, так считают 43,58% абитуриентов и 53,33 % родителей. Показательно и то, что получение классического образования стоит на одной ступени с имиджем института: 43,58% и 53,33 % соответственно. Таким образом, прослеживается распространение восприятия Иркутского Государственного Университета, как престижного учебного заведения, дающего классическое образование на имидж Института Социальных Наук.

    Как уже было сказано выше, с понятием социальной памяти в вопросе выбора ВУЗа тесно связано понятие имиджа университета. Имидж во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа образовательного учреждения будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума.

    Понятие "имидж" как и большинство научных категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю.

    Говоря об имидже, необходимо иметь в виду, что у него всегда есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. В своей статье я бы хотела сделать акцент на имидже Института Социальных Наук, направленный на внешние аудитории и попробовать наметить направления развития имиджа института.

    В большинстве случаев мы не задумываемся над тем, из чего в целом складывается имидж образовательного учреждения, ассоциируя его с проявлением внешних атрибутов, к которым относятся название, герб, гимн, флаг, традиции, ритуалы, унифицированная форма одежды, а также использующиеся для рекламных целей - логотип, девиз и в целом фирменный стиль. Они окрашивают и вносят в образ учебного заведения дополнительные смыслы. Внешняя атрибутика в предпочтении родителями и учащимися одного учебного заведения другому имеет большое значение в том случае, когда существует высокий уровень дифференциации учебных заведений. Также огромное значение имеют основные атрибуты, к которым относятся - набор функциональных знаний, степень практической ориентации образовательных программ, ассортимент образовательных программ, квалификация преподавателей, технологичность образования, уровень оплаты. Поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа учебного заведения формируется благодаря распространению в обществе знаний о них, то основная задача учебного заведения, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления об учебном заведении.

    Так Институт Социальных Наук использует следующие способы передачи информации потребителю. С 2008 года в институте работает сайт, где можно узнать любую информацию, как для студентов, так и для абитуриентов и выпускников. Некоторые разделы находятся в разработке, но уже сейчас можно ознакомиться с основными сведениями об институте. В институте проводится ежегодное мероприятие «День открытых дверей», где на руки абитуриентам выдаются буклеты, и листовки с информацией об Институте Социальных наук, где происходят личное знакомство с институтом, с заведующими кафедрами, вниманию абитуриентов предлагается выступление студентов, которые представляют свою специальность. Также выступают представители различных клубов и комиссий, которые знакомят абитуриентов с общественной жизнью института. Нововведением 2010 года является акция «Неделя абитуриента», проходившая во время работы приемной комиссии в период с 28 июня по 7 июля. Целью акции являлось предоставление информации абитуриентам по учебной и внеучебной деятельности института. Перед нами стоял ряд задач: презентация нашего института, рассказ о специальностях в ИСН, об учебном процессе, научной деятельности и общественной жизни, экскурсия по корпусу. Несомненными плюсами проведения такой акции являются возможность для абитуриента пообщаться со своими сверстниками, знакомство с институтом, экскурсия по корпусу, беседа с заведующими кафедрами Института Социальных наук. Ведь определенно, живое общение не только сэкономит время абитуриентов для знакомства с институтом, но и сделает его наиболее полным и запоминающимся. Традицию проведения «Недели абитуриента» считаю необходимым продолжить, учитывая плюсы и минусы, так как данное мероприятие является новым, интересным и полезным, как для абитуриентов, так и для самих студентов ИСН.

    Для развития благоприятного имиджа Института Социальных Наук, считаю, необходимо расширить работу с лицеями, для привлечения наиболее способных и талантливых абитуриентов. Здесь возможно проведение различных олимпиад, круглых столов или управленческих поединков. Так, к примеру, один из источников пополнения рядов студентов ИГУ является лицей ИГУ. «Анализ документов показывает, что выпускники лицея, несомненно, сориентированы на поступление в ИГУ и уровень их подготовки позволяет реализовывать свои амбиции» [1]. Важна предметная работа.

    Также необходимо совершенствовать уже существующие каналы связи с абитуриентами, поддерживать и развивать благоприятный имидж для того, чтобы феномен социальной памяти в отношении Института Социальных Наук Иркутского Государственного Университета был актуален и для последующих поколений.


    Список литературы
    [1] Логунова Г.В. Анализ состава абитуриентов ИГУ. В 2т. Т.1. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.ун-та, 2009. – 541 с.


    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1014 | Загрузок: 503 | Рейтинг: 0.0/0