Суббота, 27.04.2024, 09:48
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Социокультурная самоорганизация или организация субъектов: проблема самоорганизации в трансформирующемся обществе
    [ Скачать с сервера (37.5 Kb) ] 05.10.2010, 11:02
    Социокультурная самоорганизация или организация субъектов: проблема самоорганизации в трансформирующемся обществе 

    Шмадченко А.В.

    Социокультурная самоорганизация постоянно происходит в рамках каждой страны, как закономерный естественноисторический процесс и формируется под влиянием определенных факторов, свойственных той или иной территории и поведению людей. Речь пойдет о самоорганизации, сформированной под влиянием социокультурных и региональных установок.

    Социокультурные, духовно-нравственные стереотипы носят глобальный характер и отражаются на общественном поведении людей, системе ценностей и влияют на жизненные установки. Сущностными признаками самоорганизации являются непосредственная включенность субъектов в социальную практику, инициативность (способность личности или социальной группы к актуализации самодеятельности), ситуативность, спонтанность.

    В трансформирующемся обществе особенно остро встает вопрос о роли и месте населения, его участии в процессах самоорганизации. Происходить это может как стихийно, так и целенаправленно. Благодаря самоорганизационным процессам в новом, трансформирующемся обществе начинают складываться отношения и способы взаимодействия, начинает появляться новое социальное пространство, позволяющее противостоять различным социально-экономическим потрясениям. Например, отказ от государственного вмешательства в финансово-экономическую сферу означает, что мы переводим эту сферу в режим самоорганизации, пример: финансовый рынок, свободная игра денежных капиталов. Предоставление финансово-экономической сфере режима самоорганизации может привести в действие закон энтропии капитала и дохода населения, что может обеспечить рост социальной напряженности.

    Естественно, что самоорганизация не может заменить государственное регулирование, в то же время не должно быть тотального внешнего воздействия, а необходимо оставлять место и создавать благоприятные условия для творческих поисков и инициатив. Для стабильного функционирования общества и его составляющих необходимо органичное сочетание самоорганизации и организации, сохранении меры в их соотношении.

    Другой пример, это СМИ, информационная обработка. «Зомбирование» населения возрастает с каждым днем, нанося вред населению. Все это наблюдается сегодня, и чтобы изменить ситуацию, нужно организовывать, заинтересовывать, активизировать население. Все, что может прочно установится в жизни, все, что более всего соответствует духу народа, его глубинным корням, культуре, перспективам развития, возникает в результате массовой народной инициативы и процессов самоорганизации. Некоторые проекты, идущие сверху, замутняют рассудок населению. Эти проекты действуют только в том обществе, которое не хочет развиваться, самореализовываться, которое «зомбируется» сидя на местах. Таким обществом легко и просто манипулировать, погасить сознание. Получается, что мы сами обрекаем себя на гибель, например, тотально доверяя СМИ, ведь не принятая обществом система, в большинстве своем бесполезна и обречена на гибель.

    Проанализировав государственную политику страны 2009 можно выделить ряд противоречивых процессов. С одной стороны это однозначно негативный социально-экономический и духовный кризис, с другой стороны стремление государства обеспечить высокое качество жизни народа, восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики, создание основы для устойчивого социально-экономического, социокультурного, и духовного развития России. Все эти направления уже давно определены [1], но у государства нет пока эффективного способа реализации поставленных задач. Государственная власть обосновано тесно связывает государственную политику с проблемами развития российского общества, самоорганизации.

    Население должно принимать более активное участие в разрешении существующих проблем, сначала на местном, а потом и на региональном уровнях. Нельзя не признать, что уровень местного самоуправления есть наиболее благодатная сфера для повышения активности граждан, именно здесь необходимо и возможно стимулировать их потребность в самоорганизации. В настоящее время цены на детские товары практически сравнялись с ценами на товары для взрослых, все большую часть затрат по образованию, здравоохранению, физической культуре, отдыху детей берет на себя семья. Интенсивность потоков государство - дети снижается, увеличиваются затраты семьи на детей. Какая-либо политика в отношении демографического (прокреативного) поведения населения почти отсутствует. Только для отдельных категорий населения осуществляются социальные меры поддержки.

    За годы реформ регионы получили немалую самостоятельность, и поэтому есть возможность ориентироваться на самостоятельное решение своих особых региональных социально-экономическихи социокультурных проблем. Уже в середине 90-х годов возможность всенародного избрания глав и депутатов муниципальных образований с воодушевлением была воспринята жителями многих городов и сельских поселений. Но выборы – лишь одна из форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении и самоорганизации. Федеральный Закон дает гораздо большие возможности гражданам для проявления своей инициативы в использовании этих форм для самоорганизации. Местное самоуправление, на мой взгляд, должно стать школой гражданского общества. Главная задача этой школы - научить граждан самоорганизации для улучшения среды обитания, для развития муниципальных образований и решения их социально-экономических проблем. Самоорганизация служит источником пробуждения инициативы людей, поиска новых идей и методов, средств и способов деятельности. Методом проб и ошибок она помогает выявить новые формы взаимодействия, способы решения жизненных проблем, которые, по мнению субъектов, адекватны изменившимся условиям существования и жизнедеятельности.

    В ходе проводимых сегодня реформ государственной власти на всех ее уровнях необходимо наладить эффективное взаимодействие с обществом, использовать потенциал самоорганизации. Сделать это можно только в том случае, если проводимые государством реформы будут действительно отвечать интересам народа. Эффективность самоорганизации государства проявляется в удовлетворении общественных потребностей. Негативные проявления самоорганизации власти способствуют инерционным тенденциям в обществе, а также снижению эффективности производства и замедлению разрешения социально-экономических противоречий. Механизм реализации самоорганизации включает в себя ряд звеньев. К ним относятся познание и разрешение противоречий, отражаемых структурными элементами самоорганизации, возрастание роли государственного экономического регулирования, и социального мышления человека.


    Литература:
    1. Интервью с заместителем министра национальной политики РФ В. А. Печеневым // Этнограф. образование. – 1999 - №3. С. 130-132 / Нац. газета,2001 №4-5

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1533 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0