Суббота, 27.04.2024, 13:21
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Социокультурные сдвиги в обществе
    [ Скачать с сервера (36.5 Kb) ] 05.10.2010, 10:18
    Социокультурные сдвиги в обществе
    Трескин П.А.

    Молодежь всегда была и остается двигателем прогресса и социальных изменений. Молодое поколение переосмысливает опыт старших, что-то отбрасывает, что-то изменяет и внедряет, а что-то принимает без изменений. Так устроено общество, без преемственности поколений, невозможно создать целостную систему. Но даже этот, казалось бы незыблемый постулат в современном обществе существенно трансформируется.

    Конечно, можно согласиться с М. Мид, в выделении в человеческой истории трех типов культуры, с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры - дети учатся у своих предков. Таково патриархальное общество, опирающееся на традицию и ее живых носителей - стариков. Отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры – дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «ко-фигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт со-творчества учителя и учеников. Префигуративные культуры – взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

    Если в первом типе культуры все решал социальный опыт стариков, то в последнем решающим фактором прогресса стали молодежные инновации, удельный вес которых резко возрос. В промежуточном типе доля опыта и новаций примерно одинаковая. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а префигуративные на будущее и ускоренное движение.

    И казалось бы, современное общество как раз иллюстрирует префигуративные культуры. Но, реальность такова, что уже знания не только людей среднего возраста и стариков не успевают за социальными трансформациями, но и молодежи. Социальная динамика ускоряется помимо включенности целых поколений в этот процесс. Если раньше - от античности и до конца ХХ века мыслители говорили о том, что человек - двигатель прогресса, то сегодня можно констатировать, что человек такой же элемент развития мира, как технические средства его воплощения. Элемент - живой, мобильный, но все-таки не двигатель, а частичка.

    Почему это можно утверждать? Потому, что развитие виртуального пространства изменяет взаимодействие между людьми, меняет не только способы, но и возможности общения в рамках человек-человек, человек-группа, человек-общество. Уже не сам человек руководит многими процессами, а система за него решает как и что будет. Это как глобальная компьютерная, виртуальная общемировая игра - в которую, в той или иной степени включены все люди - одни как активные игроки, выбирающие условия, арсенал и возможности правил игры, другие - пассивные -они даже не осознают то, во что втянуты.

    Эта игра разворачивается даже не входя в виртуальную сеть в привычном понимании, виртуальность уже "разлита" (термин З. Баумана) в нашем мире. Вечерний просмотр телесериалов делает зрителей похожих друг на друга - когда они сопереживают за героев, втягиваются в их жизнь, и постепенно отстраняются от своей. Они испытывают схожие чувства и эмоции. Люди предпочитают видеть "в грязи" (в буквальном смысле) известных политиков, моделей и актрис (телешоу "Последний герой"), - не задумываясь о том, что им за это деньги платят, и они падая в очередную кучу мусора - за это получат большой гонорар. А зритель получит большой взрыв эмоций, которых ему не хватает, но такие эмоции легко контролировать - поэтому, возникает такой процесс как формирование новой системы координат - где не только пересекаются разные типы культуры, но и пересекаются жизненные сценарии и планы всего общества. Грани между культурами, индивидуальными мирами, социальными процессами стираются, т.к. общий уровень взаимосвязей значительно возрастает и при этом качественно меняется: от личностного к групповому, от индивидуального к коллективному, от персонифицированного к обобщенному, от собственного имени до образа или ника и т.д.

    Люди добровольно оставляют большую часть своей жизни, отдают ее на откуп телесериалов, шоу, криминальных сводок, отказываясь при этом, от нормального общения с теми кто рядом, предпочитая общение в разнообразных социальных сетях (аське, скайпе, контакте, одноклассниках); убегая от живых людей, настоящих эмоций, к контролируемому пространству, ограничению сферы и форм общения; убегая к общению с теми, кто тебя понимает, но с теми, кто не даст тебе развития, преодоления, переосмысления себя. Человек в сети избегает тех, кто мыслит иначе, он ищет единомышленников. В реальной жизни всегда есть и те и другие - есть процесс рефлексии и понимания, принятия или отторжения. В виртуальном пространстве - люди обычно этого избегают, так же как и при просмотре телесериалов.

    Старшие поколения находят один способ, младшие другой - но результат-то у всех одинаков. В этом заключается парадоксальность нашего социокультурного развития. Идеи фильма "Матрица" во многом находят воплощение, хоть в измененной форме. Что будет с обществом, которое потеряет возможность реально общаться, реально знать свои чувства и свои эмоции, будет жить чужими эмоциями и страхами - транслируемыми СМИ? Ответ очевиден и описан не одним фантастом (Г. Уэлсом, Дж. Оруэллом, Р. Бредберри, К. Булычевым, братьями Стругацкими и т.д.) - будет общество роботов, легко управляемых людей, живущих по искусственной системе ценностей, которые выполняют волю тех, кто придумывает, создает и транслирует новые идеалы, взгляды и убеждения в своих интересах. Так, наверное, было всегда, - были люди - стоящие у руля и направляющие развитие целых цивилизаций. Жаль, что очень не многие могут увидеть эти механизмы и что-то изменить. Но вопрос в другом - а надо ли это?



    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 988 | Загрузок: 135 | Рейтинг: 0.0/0