Суббота, 27.04.2024, 11:06
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Современные социальные движения как фактор структурных изменений современного российского общества: проблемы состояния и развития
    [ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] 05.10.2010, 08:58
    Современные социальные движения как фактор структурных изменений современного российского общества: проблемы состояния и развития.
    Строкова Е.Е.

    Особенности социальной структуры современных обществ остаются важнейшим предметом глубинного анализа в социологии. Для российских исследователей, принимающих сторону классового подхода, острые дискуссии вызывает проблема наличия и состояния среднего класса.

    Обращение к этой теме тесно связано с проблемой возможности функционирования гражданских структур. Как отмечает ряд авторов, одним из принципиальных направлений трансформационных процессов в обществе является «изучение его средних слоев, классообразование срединного среза социальной структуры. Современные страны с рыночной экономикой обладают высоким уровнем социального и политического равновесия потому, что в них существует устойчивое социальное образование - средний класс, наиболее массовая и активная часть граждан» [2;93]

    Гражданское же в нашем понимании принимается как осознаваемая деятельность, оформляющаяся под воздействием интересов личностей или групп, независимая от власти, но не выходящая за рамки общественной морали и способная воздействовать на государство.

    В периоды социальных изменений, носящих институциональный характер, возникает множество вариантов дальнейшего развития общественной структуры, сопровождающихся социальной мобильностью, явлениями маргинализации, появлением новых социальных групп. Как анализирует И.Халий [74; 16], социальная активность граждан начиналась в нашей стране тогда, когда происходили те или иные трансформационные процессы. Затем движения сами становились акторами этих процессов, преобразуя структуру общества, однако на протяжении всей истории заключительным правом распоряжения обладало государство, которое могло управлять их деятельностью.

    В конце 80-х годов в советском обществе сложился «выгодный социально-политический контекст, когда для успешного формирования новой политической системы необходима была поддержка со стороны организованных гражданских структур.

    Ядром происходящих социальных изменений принято считать средний класс, а именно интеллигенцию. Как пишет Б. Кагарлицкий [4;56], «именно в России сформировалось самосознание интеллигенции. Интеллигент должен был осознавать, что его роль в обществе не только техническая, но и нравственная.

    Однако в нашей стране существует ряд проблем:
    1. в 90-е годы базовая часть традиционного среднего класса – в большинстве своем интеллигенция - стала маргинальной.
    2. новый средний класс образуется довольно медленно
    3. упрочению позиций среднего класса не способствует создание «инициатив сверху».

    В попытках определения социальных классов одним из важных критериев является возможность их участия в событиях общественно-политической, экономической и духовной жизни. Категория социального интереса является довольно абстрактной и определяется разными авторами по-своему. На наш взгляд, ее можно интерпретировать через участие. В политической науке эта составляющая объясняется, в частности, через доминирование тех или иных типов политической культуры – в данном случае, гражданской культуры участия.

    Мы попытаемся дать краткое видение процессов изменения и воспроизводство социальной структуры через возникновение и функционирование социальных движений. В том числе применительно к среднему классу.

    Социальное движение может быть определено как «коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов. Социальные или общественные движения являются субъектами социального процесса и социального действия, при благоприятной деятельности которых могут образовываться новые социальные институты, адекватно отвечающие условиям, в виде устойчивых социальных практик, норм, правил жизнедеятельности» [6;47]. Происходит корректировка и даже полное изменение существующих норм законодательства в соответствии с потребностями и интересами различных социальных групп.

    Учитывая различный характер движений, существует множество различных их классификаций. В процессе структурообразования спектр возникающих социальных движений достаточно широк: от социально-одобряемых, действующих в рамках существующих законов, до полулегальных и даже подпольных.

    Иногда последовательная деятельность социальных общественных движений может изменять частично или полностью сами законы. Например, рабочие объединения, занимавшиеся организацией забастовок, действовали в свое время незаконно, их участникам грозили наказания разной степени тяжести в зависимости от того, в какой стране они действовали. Однако впоследствии соответствующие законы были изменены, забастовка стала допустимой тактикой решения производственных конфликтов и своеобразной формой политического участия. Другие формы экономического протеста во многих странах остаются вне закона и по сей день, например, сидячие забастовки на заводах или на рабочих местах.

    Исследователи определяют границы между неформальными и формальными общественными движениями как довольно призрачные. Действительно, организованные социальные движения могут постепенно превращаться в формальные организации, или наоборот, хотя это случается реже и в соответствии с требованием времени.

    Современные исследователи социальной активности предлагают множество различных способов классификации общественных движений.

    Теории революций и теории социальных движений с неизбежностью пересекаются. Так, например, концепция Тилли "мобилизация ресурсов” начинает иметь все более широкое применение и используется теми, кто изучает социальные движения. Интерпретация Дэвисом протеста и роста ожиданий также оказала существенное влияние на анализ социальных движений. Следует отметить, однако, особую роль двух других подходов, как с точки зрения теоретической полноты, так и в плане стимулирования последующих эмпирических исследований. К ним относятся теории Нейла Смелзера и Алена Турена [1;12]. Социальное поведение индивида, являющегося частью социальной общности - такой, как социальное движение, обусловлено его принадлежностью к данной общности и потому, что именно здесь он получает такие мощные импульсы поведения, которые нигде он больше не получит; ради защиты интересов своей группы, слоя, но особенно семьи, национальной, религиозной общности.

    Социальное движение возникает в пределах определенной социальной общности, первичной форме ассоциации индивидов.

    Во взаимодействии индивидов, объединенных в социальные общности, формируются и выходят на поверхность наиболее острые и трудные проблемы и конфликты, движения и столкновения, даже войны.

    Новые движения и организации создаются в первую очередь для реализации своих интересов. Их представители находятся в постоянном социальном движении. В первую очередь социальные движения являются моделью становления новых социальных структур, моделью превращения мотивов в социальные явления – то есть движение выступает источником формирования новой реальности. По Гидденсу, новые социальные движения являются носителями новых образцов жизнедеятельности. Сфера их интересов и есть свобода как независимый выбор жизненных стилей.

    Рассуждая о проблеме идентификации классов в современном российском обществе, следует оценить ситуацию с характеристиками гражданской активности. В последние годы в российских условиях наблюдается противоречивая ситуация низкой активности социальных движений на фоне резкого усиления протестных настроений в обществе. По данным всероссийских исследований, процент неудовлетворенности результатами государственной политики растет, то есть обозначается потенциал протестного движения как одной из форм выражения собственных интересов.

    Что же происходит в реальности? Государство берет на себя создание двух параллельных проектов: создание среднего класса, и гражданского общества. И если первый вызывает не вполне радужные настроения у самой власти, в том числе в связи с экономическим кризисом, то второй проект формально практически выполнен. По данным государства, гражданское общество в России уже существует. Однако власть в России по-своему подходит к определению смысла гражданского общества, для нее данный феномен ни что иное, как образование, зависимое от государства, государством же созданное и контролируемое, послушно исполняющее законы. Однако суверенитет закона имеет ряд недостатков: это произвол закона над личностью и ее правами, если он создается нелигитимными структурами.

    Хотя во время социальных трансформаций у индивидов появляется больше шансов для выбора поведения, изменения социального статуса, возрастает степень неопределенности и риска, усиливаются явления маргинализации, заставляющие обращаться к поиску идентичности, в том числе и классовой. В условиях отсутствия солидарности и социальной поддержки, шансы на адекватное поведение снижаются. Российское общество по мнению многих исследователей является атомизированной структурой, причем на всех уровнях организации. Концепции «коллективного действия», «новых социальных движений» и возвращение «человека действующего» обращают нас к возможностям изменения структуры и природы самих групп и уровней организации общественной системы.

    В движениях появляются не только те конкретные потребности и интересы которые приводят к их возникновению, но и глубинная социально-интегративная потребность, присущая человеку. Общественные движения дают возможность проявлять социально-политическую активность. Так, в конце 1980 годов общественно-политические движения играли огромную роль в жизни страны. Эти движения характеризовались массовостью и инициативностью, широким спектром интересов и ценностей. Если возвращаться к классике эпохи советского периода, то примером группообразования стали экологические движения.

    После 1990 г. большинство таких образований стало создаваться сверху с целью обеспечить представительство своих интересов. Неформальные объединения граждан играют огромную роль в политической жизни общества. Это основные способы проявления политической активности граждан.

    Так, Здравомыслова [6; 52] выделяет следующие группировки социальных движений:
    1. реформистские
    2. социально-экономические группы
    3. экологические группы
    4. национально-культурные
    5. эколого-культурные
    6. религиозные
    Другая классификация современных социальных движений:
    • Концепция рационального выбора.
    • Персонализированные
    • Общественные
    • Целевые общественные.
    Основные выводы, которые делаются исследователями на сегодняшний день:
    Если общественно-политическая активность не выступает в качестве социального лифта – то жизненная энергия людей направляется в иные сферы. Во многом это определяется политикой правящей элиты, и авторитарностью власти. По мнению экспертов [3:37], авторитарного запаса у нынешней власти хватит еще лет на 20. Если сравнить это предсказание с полученными данными о росте протестных настроений, но отсутствием их реального проявления, можно предположить, что особенности досоветских и постсоветских социальных движений схожи. 

    Активность новых социальных движений проявляется чаще всего на низовом уровне – в локальных сообществах. Но мотивы такой активности связаны с покушением госструктур на личную собственность граждан (обманутые дольщики) и / или с активным проявлением сочувствия и сопереживания тем, кто оказался жертвой произвола (уплотнительная застройка, жертвы Норд-Оста и др. примеры).

    Проблема отсутствия социальной солидарности в контексте групповой социальной идентичности вызвана в том числе отсутствием профессиональных объединений высококвалифицированных работников, профессионалов. Так, профсоюзы в сфере здравоохранения, образования, культуры существуют лишь формально, не изменяя на структуру неравенств в этих сферах. Для анализа: ситуация целенаправленного создания неравенства в профессиональном сообществе врачей, а именно оплата первичного звена в несколько раз больше оплаты труда узких специалистов, ситуация в школах в связи с введением НСОТ и утрата специалистами в связи с этим многих видов своего капитала и т.д.

    Таким образом, государство, хоть и оторвано от большей части общества преобладает как субъект создания общественных структур, загоняя деятельность индивидов и статусных групп в искусственные рамки. Формирование среднего класса сводится к созданию социальных слоев, зависимых от государства или крупных корпораций. Роль интеллигенции и высококвалифицированных профессионалов сводится к единичным актам.

    Происходящее выражается в неоднозначном лозунге правящего класса, сливающегося практически с правящей партией: развитие в стабильности. Не добиваясь результатов в выражении собственных интересов, средний класс (точнее те категории, которые должны в него входить), переводит свой потенциал в иные сферы, или дистанцируется от участия в общественных отношениях.


    Список литературы:
    1. Ален Турен. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А.Турен. – М.: Научный мир, 1998. – 204с.
    2. Голенкова З.Т., Игитханян И.Д.Социальные параметры формирования среднего класса (к методологии анализа) // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 93-100.
    3. Гонтмахер Е.Ш., Шаталова Е.Ю. общественные объединения нового типа: анализ и перспективы дальнейшего развития (научный доклад). – М.: Институт экономики РАН, 2008.- 72 с.
    4. Кагарлицкий Б.Ю. Реставрация в России.- М.: Эудиториал УРСС, 2000.- 376 с.
    5. Клемент М. Вызов властным отношениям. Гражданские протестные движения в закрытой политической системе// Свободная мысль. 2007. №1.
    6. Скобелина Н.А. Институциональные изменения и общественные движения: монография / ВолгГТУ.- Волгоград, 2007.- 142 с.
    7. Халий И.А. Общественные движения как инновационный потенциал местных сообществ в современной России: автореф. дисс. д.соц.н.// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=838



    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 8013 | Загрузок: 310 | Рейтинг: 2.0/1