Суббота, 27.04.2024, 15:23
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Старые и новые формы морали через призму стереотипов
    [ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] 05.10.2010, 07:34
    Старые и новые формы морали через призму стереотипов.
    Колесник К.В.

    В XXI веке человек индивидуализируется, но по-прежнему следует неписанным правилам морали. Люди не перестают удивляться как быстро изменяется мир в котором мы живем. Для упрощения и облегчения жизни человек изобрел много полезного. Параллельно с развитием технологий развивается общество.

    Свобода выбора, отсутствие рамок позволяют нам устанавливать свои моральные нормы. Каждый выбирает для себя именно те принципы, которым он хочет следовать. Мало кто зависим от чьего-либо мнения. Презрительные взгляды старших поколений лишь иногда толкают на переосмысление образа жизни. Теперь мораль имеет старые и новые формы. И это связанно в изменениями в обществе. Меняется не мораль, меняются люди. В зависимости от личных ценностей, жизненных приоритетов каждый рисует свой кристалл морали, стирая не нужные ему грани-принципы ластиком.

    Прежде чем судить о формах морали необходимо изучить значение морали в ее обычном философском смысле. Для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок. Энциклопедический словарь этики под редакцией Рубена Апресяна дает такое определение: "мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. Первый круг рассмотрения морали – это сфера ценностей и норм. Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали. Например, дисциплинированность и обязательность не есть проявления нравственного совершенства.

    Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека. 

    Мораль ориентирована на снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода. Однако, разные моральные системы могут быть в некоторой степени схожи. Важно различать пропагандируемую и реальную моральные системы. Мораль формируется главным образом в результате воспитания.

    Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными».

    Следовательно, мораль - которой мы следуем ежедневно - есть отпечаток воспитания. Здесь существует некоторая зависимость от типа семьи, религии, законодательства страны, в который проживает индивид и его окружения.

    Люди стараются освободить себя от лишнего отягощающего их жизнь бремени. Мы жаждем большей свободы, большей независимости. Существует недопонимание между поколениями. Молодежь устает слышать упреки со стороны. Семьи патриархального типа все реже встречаются в развитых странах. Тенденция отделения набирает обороты. Семья нуклеарного типа является более удобной системой для большинства жителей развитых стран (как в экономическом, так и социальном плане). Мы меньше прислушиваемся к представителям старшего поколения. Молодежь пытается решить все проблемы сама, редко спрашивая совета. Причиной этого является один из стереотипов: старшие поколения не приспособлены к нынешнему ускоренному темпу жизни, они долго осваивают и привыкают к новым технологиям, они не умеют развлекаться и так же весело проводить время как и мы, как же они могут помочь решить проблему если они не знают механизма нашего мира!

    Примером этого может служить мобильный телефон или компьютер. Люди пенсионного возраста длительное время осваивают базовые функции предметов, которые даже современный ребенок осваивает за несколько дней. Во-первых: как старшее поколение может быть солидарно с нами, если в их молодости все было по другому (запреты, слаборазвитая сфера услуг и развлечений). Во-вторых: нам кажется, что никакие накопленные поколениями знания не помогут разобраться с проблемами, встречающимися на жизненном пути сегодня и сейчас. Мы все нетерпеливее выслушиваем сравнения их жизни с нашей. И это ошибочное мнение молодежи стирается в пыль, когда речь касается ухода за детьми, воспитания, морали, чести и совести, справедливости и т.д. Именно в процессе воспитания, обучения основам родители прививают нам любовь к чему-либо и устанавливают моральные нормы, которым мы должны следовать и рамки, за которые мы не должны заходить. Так например, девушка, которой с детства твердили «береги платье с нову, а честь с молоду», серьезно задумается о последствиях и об одобрении родственниками ее действий. Так же, парень, который с детства занимается спортом и ведет здоровый образ жизни, будет ограничиваться себя в соблазне выпить алкоголь или закурить сигарету. Наличие существования подобных положительных героев на прямую зависит от отношений и дружественного сосуществования нескольких поколений в семье. А так же, наличие людей, которые служат нам примером, которых мы в какой-то степени можем считать кумирами. То есть, как факт, мы почитаем старших, и пока они не утратили способность мыслить разумно, прислушиваемся к их мнению, ждем одобрения и поддержки. Заботимся о некотором соответствии своих действий и стараемся избежать неприятных разговоров, ссор и наказаний от старших. Но, повторюсь это лишь при наличии в семье старшего поколения. 

    Примером могут служить семьи, живущие в небольших населенных пунктах (деревни, поселки, районные центры). Родители, в воспитании детей, придерживаются системы соблюдения нравственных ценностей, которые им дали их родители. Здесь я говорю о том, что в больших городах больше свободы, именно для приезжих, там их контролировать некому. И многие поддаются соблазну нарушения норм. Например, студенты приехавшие в столицу или обл. центр в дали от родителей делают то, о чем они так давно мечтали или просто попадают в водоворот жизни «без запретов» и уже не успевают подумать от последствиях и отойти в сторону. 

    Безусловно, многое зависит от происходящего вокруг нас, от окружающих людей и их жизненных принципов. Эффект толпы, убедительные разговоры и довольные своей жизнью лица склоняют многих плыть против течения, против основ твоих собственных. Так, жажда получить все и сразу, без особых усилий толкает на крайности, быстро истощает организм, мы расстраиваемся и сожалеем, что не достигли того, что уже есть у других. Появляется неуверенность, возможность депрессии и то, во что уверовали нас родители, постепенно кажется невозможным. Мы просто забываем с чего все начинается. И не зная истины, заменяем основу, заложенную в нас с детства на пропагандируемое друзьями, средствами массовой информации (в большей степени телевидением). Что не всегда влечет положительные последствия.

    Естественно, что нельзя говорить о трансформации морали исключительно в пессимистичном окрасе. Более того, можно смело и без розовых очков, сказать, что все не так плохо. Были, есть и будут люди, которые дают отпор эффекту толпы. Их не большинство, но именно они развиваются и помогают развивать общество в нужном русле. Есть люди, которые не следуют тенденции подражания известным на разном уровне людям или стилям и образам жизни. Ведь во многом именно подражание чему- или кому-либо играет с нами злую шутку и понимаем мы это только тогда, когда сталкиваемся один на один, лицом к лицу с врагом, который съедает нас изнутри. Эгоизм, меркантильность, различные проявления своего я отрицательно воздействующее на людей, приводящее к конфликтам есть проявления несколько иной формы морали, которую ее носители не до конца понимают, порой, слепо следуя инстинктам.

    Каждый в праве определять для себя что ему больше нужно, что полезнее и лучше, но нельзя забывать: мы живем в обществе. И пока мы делимся на положительных и отрицательных персонажей, пока нас волнует происходящее вокруг мы будем жить и идти вперед, даже если очень маленькими шагами, но это путь вперед. Лично я считаю, что то, что происходит сейчас есть непредотвратимое последствие прошлого. В настоящем мы работаем на будущее! Девиз тех, кто живет сегодняшним днем, одним днем, по своему хорош и служит примером: в нашем жизненном темпе надо хвататься за любую возможность, пробовать все в этой жизни! Безусловно, каждый понимает и мои слова по своему, интерпретация – и друг, и враг. Но главным остается понимать и уметь видеть без розовых очков. Знать цену ошибки и стараться не повторить ее вновь. Попробуйте выйти из круга иллюзий и не бойтесь клейма белой вороны! Его нет, есть лишь мнение, что вы отличны от кого-то, но это не значит что отличие это плохо.

    И помните, пока вы ориентированы на большинство или на соответствующее вашим личным нормам меньшинство вас несет по течению реки, может закрутить в воронку или прибить к берегу, вы бесконтрольны. Учитель управлять своим кораблем.

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 5084 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 5.0/2