Суббота, 27.04.2024, 13:38
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Субъективная оценка исследования как объект анализа (отражения) социальных трансформаций
    [ Скачать с сервера (34.0 Kb) ] 05.10.2010, 10:42
    Субъективная оценка исследования как объект анализа (отражения) социальных трансформаций
    Федорченко С.В.

    Каждый исследователь неизбежно оставляет свой след в анализе рассматриваемых им объектов. Изучение социальной сферы с учетом постоянной ее трансформации требует от исследователя определенного уровня подготовки, способности грамотно соотносить себя с временной эпохой проводимого исследования и т.д.

    В процессе анализа того или иного объекта исследователь так или иначе соотносит получаемые выводы со своим социальным опытом, уровнем образования, психологическими и моральными критериями и мн.др. Даже обсуждая одни и те же факты, разные ученые склонны выделять те или иные аспекты, ставить на первый план те или иные причины. Таким образом, в процессе изучения исследователь вынужденно ставит себя в рамки исследователя не объективного, а субъективного. 

    В нашем исследовании мы попытаемся дать определение таких категорий, как субъективная и объективная оценка, ответить на вопрос, какую категорию выводов способен получить исследователь, а главное понять, возможно ли саму субъективную оценку использовать в качестве объекта исследования изменяющейся социальной среды.

    Рассмотрим значение "субъективного" и "объективного".

    Субъективное – это то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

    Объективное – то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей.

    Из вышеизложенного следует, что всё, что тем или иным образом проходит сознательную обработку, становится частью субъективного. Значит, все выводы, получаемые в ходе изучения, являются субъективными, ведь невозможно получить какой-либо результат, не проводя самого анализа, сознательной обработки получаемых данных и вытекающих из них выводов.

    Таким образом, мы с вами можем в некоторой степени соединить такие понятия, как "результаты исследования" и "субъективная оценка". Что же такое оценка?

    Оценка в исследовании – это отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности – необходимое условие правильной оценки этого действия.

    Если оценка есть обязательно категория субъективная, и она непременно является отражением определенных факторов, повлиявших на исследователя, то мы можем с вами говорить о возможности ее изучения для выделения этих факторов, а так же рассмотрения всего социального контекста, в котором находился исследователь.

    К таким факторам, прежде всего можно отнести временные рамки проводимого исследования. Изучая временную эпоху, в которой творил автор, мы видим, как эта эпоха влияет на его установки, оценочное суждение. Особенно сильно это проявляется в интерпретации фактов с точки зрения их причинности.

    Следующим фактором является социальный статус исследователя. С помощью понимания того, а кем же в действительности является автор, возможно выявление отношения обладателя этого статуса к другим участникам общественной жизни, к мероприятиям, конкретным фактам и реалиям в целом. Если сравнить труды по изучению какого-либо определенного объекта ученых, принадлежащих к разным весовым категориям в обществе можно выделить не только особенности восприятия, но и некоторые точки соприкосновения и даже в некоторых случаях столкновения интересов конкретных людей, групп, классов.

    Еще одним фактором выступает гендерный и стереотипный аспекты. Часто мужское и женское мнение, даже выстроенное на одних и тех же фактах и в одних и тех же временных рамках, разнится, причем разнится довольно сильно. Нельзя сказать, что один из исследователей излишне субъективен или неправильно трактует факты, но он видит под другим углом, а, следовательно, необходимо учитывать разносторонние варианты изучения объекта. Стереотипы приобретают не меньшую важность. Они трансформируются, и порой мы четко можем это проследить, анализируя как объекты изучения в разные периоды времени и в "отдаленной пространнственности", так и получаемые при этом выводы.

    Можно выделить еще множество факторов, причем все эти факторы так же являются субъективно выделяемыми.

    Таким образом, становится ясно, что исследователь неотделим от социальных реалий, в которых он проводит изучение объекта. Следовательно, все получаемые выводы субъективны, а, значит, отражают личностные аспекты исследователя: его мотивацию, установки, социальный опыт и статус и т.д. Отражая все эти факторы, субъективная оценка приобретает теоретико-методологическую значимость и является возможным объектом анализа (отражения) социальных трансформаций.



    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 3159 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0