Бобкова Н.Г.
|
|
Администратор | Дата: Воскресенье, 06.10.2013, 05:09 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| Социальные инновации в образовании и их влияние на качество рабочей силы
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Воскресенье, 06.10.2013, 05:20 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| Добрый день, Наталья Геннадьевна Спасибо за актуальный доклад!
Как вы полагаете, как социальные инновации в образовании возможно разработать и применить уже сейчас в ИГУ? И второй вопрос - в чем основная сложность внедрения социальных инноваций в образовании? Нехватка идей? ресурсов? людей способных руководить и создавать инновации? или же самих участников?
(Заранее извиняюсь за провокационные вопросы).
Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Воскресенье, 06.10.2013, 05:20 |
|
| |
tenerezza | Дата: Понедельник, 07.10.2013, 11:56 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Добрый день, Оксана Александровна!
Спасибо за вопросы! Уверена, что лучше всего ответить на них может Калугина Татьяна Геннадьевна, благодаря которой Иркутская область вошла в число пилотных регионов по созданию Центров инноваций социальной сферы. Более того, такой Центр создан в конце сентября на базе ИГУ. Те проекты, которые можно реализовать и которые реализуются, - это, прежде всего, обучение начинающих инноваторов, работа со стартапами, помощь в разработке бизнес-планов. Другими словами, это кадровая поддержка инновационной деятельности через организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. Также это повышение доступности услуг дополнительного образования, создание инновационной среды в вузе, повышение профессиональной компетентности, а также готовности к инновационной деятельности путем создания виртуальных методкабинетов. Перспективным, на мой, взгляд представляется направление геймизации образования. Еще одно направление – это информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение доступа к информации о различных исследованиях запроса на образовательные услуги, к данным выполняемых инновационных проектов и т. д.) Можно выделить несколько факторов, сдерживающих внедрение социальных инноваций в сфере образования: - размытость понятий, связанных с инновационнойдеятельностью в социальной сфере; трудности с оценкой эффективности социальных инновационных проектов; - законодательная база (так, например, в Россииобязательным условием обучения в ВУЗе является очное посещение лекционных занятий, тогда как за рубежом есть программы, которые полностью переведены в онлайн формат. Такая форма обучения позволяет ВУЗам реализовывать совместные проекты (сетевая организация), а студент может из огромного списка выбирать те дисциплины, которые необходимы именно ему. Сетевая организация обладает большей гибкостью (могут присоединяться новые участники, покидать старые в ответ на новые запросы общества); - отсутствие соответствующих методов и механизмовучастия социальных партнеров в решении задач образования (актуальным остается вопрос социального партнерства); - низкая готовность педагогов к инновационнойдеятельности.
|
|
| |
Грошева | Дата: Понедельник, 07.10.2013, 13:24 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Присоединю голос к Наталье Геннадьевне - ключевая проблема всех инноваций это люди, их нежелание принимать на себя те риски и ту ответственность, которая связанна с инновациями.
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Среда, 09.10.2013, 17:20 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| ООО! что же делать с "людьми"? Где искать, как воспитывать и растить?
Ведь умение и желание брать риск и ответственность на себя - это свойство зрелой личности? Получается, мы скорее говорим о психологии, нежели чем о инновациях как таковых.
Какие наиболее эффективные способы работы с людьми, подготовки людей, были в вашем личном опыте ?
Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Среда, 09.10.2013, 17:22 |
|
| |
tenerezza | Дата: Среда, 09.10.2013, 18:59 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Как сказал педагог Шаталов: "Если огурцы поместить в банку с рассолом, то они через некоторое время без всяких нотаций станут солеными". Очень важно создать среду, которая способствует выращиванию инноваторов.
Если говорить про процесс обучения, то наиболее эффективны активные методы (анализ кейсов, мастер-классы на предприятиях, ролевые игры, компьютерные тренажеры и т. д.). Приведу один из примеров эффективного обучения людей. Это участие в Global Management Challenge («hi-tech», открытое первенство по управлению бизнесом, в основе которого лежит уникальный компьютерный тренажер, дающий возможность за несколько месяцев получить опыт управления компанией, равный нескольким годам работы на глобальном рынке).
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Среда, 16.10.2013, 07:13 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| tenerezza, о чем говорит ваш личный опыт - в процессе обучения более эффективны интерактивные, компьютерные программы или же личное общение лектора и студента (на лекциях, семинарах, мастер-классах и т.д.)?
|
|
| |
tenerezza | Дата: Среда, 16.10.2013, 20:31 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Оксана Александровна, Мой опыт говорит, что наибольший эффект достигается в разумном сочетании этих двух вариантов. Компьютерные симуляторы не могут полноценно заменить живое общение лектора и студента (у студентов всегда есть вопросы, которые они хотят обсудить с преподавателем), однако позволяют применить на практике полученные знания. Так, участвуя в Global Management Challenge, студенты должны принять более 60 стратегических решений в сфере маркетинга, производства, кадров, финансов, логистики, обеспечивая наивысшую цену акций своей виртуальной компании на имитационной фондовой бирже, соперничая в этом с другими командами. Главное достоинство таких симуляторов - это отсутствие реальных последствий от неправильно принятых решений. Все, что могут потерять студенты, - это виртуальные деньги. Так как в игре присутствует дух конкуренции и соперничества, студенты стремятся к тому, чтобы быть лучшими, а это, в свою очередь, способствует поиску дополнительных знаний, появляются новые вопросы, опять происходит процесс общения с преподавателем.
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Четверг, 17.10.2013, 05:15 | Сообщение # 9 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| tenerezza, согласна,что надо сочетать и то и другое, Но все же харизма,личное обаяние, личный пример о лектора (оратора) -и соответсвенно жлание подражать,соответсвовать,перенимать у студентов? Я думаю, о никакой компьютерный модуль этого не сможет заменить. Хтя, нечно,я и сама использую в работе со студентами интерактивные формы обучения правда в основном через видео-кейсы или самостоятельные творческие проекты студентов, нятые на видео и или фото технику (в зависиомсти от задач и особенностей предмета) ... Но все же - без участия "живого" человека, со всеми его джостоинствами и недостатками сложно представить полноценное обучение.
|
|
| |
tenerezza | Дата: Четверг, 17.10.2013, 21:16 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Оксана Александровна, полностью с Вами согласна, что для полноценного обучения нужно общение между преподавателем и студентом. Для педагога это означает то, что, по крайней мере, в ближайшее время без работы он не останется. А при наличии обаяния и харизмы - тем более.
|
|
| |
Петр_Трескин | Дата: Суббота, 19.10.2013, 15:53 | Сообщение # 11 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Добрый день! Очень интересный доклад на более чем актуальную тематику на сегодня.
Вопрос. В докладе Вы отмечаете роль информационных технологий в инновационных изменениях в образовании. На мой взгляд, именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) запустило процессы связанные с инновационными изменениями на всех уровнях и типах отношений внутри образовательных систем, системы образования в целом. Но пока инновации приживаются с большим трудом. Учителю в таких условиях необходимо быть либо "живой Википедией" либо... Скажите, каким Вы видите современного Учителя, как трансформировались критерии, требования к данной профессии с течением времени, с развитием ИКТ и т.д.?
|
|
| |
tenerezza | Дата: Воскресенье, 20.10.2013, 17:09 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Добрый день, Петр! Спасибо за вопрос. Полностью согласна с Вами, что ИКТ оказывают существенное влияние на инновационные изменения и современный педагог должен уметь эффективно их использовать в своей работе. Вместо чтения лекций под запись более эффективно подготовить презентацию, распечатать слайды, на которых студенты могут делать пометки в течение занятий. Дистанционные курсы - это уже норма сегодняшнего дня. Подготовка такого курса требует от преподавателя четкой организации материала, регулярное его обновление и т.д. Использование имитационных игр также имеет огромное значение. Интерактивная доска позволяет записывать лекции во время их проведения. Еще один пример нетрадиционного использования ИКТ - это проведение виртуального дня открытых дверей. Это лишь несколько примеров применения ИКТ в деятельности педагога. Но, как Вы правильно заметили, инновации, как и любое изменение, встречают сопротивление. Очень часто педагог психологически не готов к ним. Психологическую готовность к инновационной педагогической деятельности можно определить как активную профессионально-педагогическую и личностную позицию педагога, а также как специальные знания и умения, которые являются предпосылкой продуктивной инновационной деятельности. Можно выделить следующие компоненты готовности к инновационной деятельности: 1. Мотивационный компонент, базирующийся на сформированной мотивации к профессиональному развитию, саморазвитию. 2. Целевой компонент, основанный на умении педагога ставить перед собой гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные цели. 3. Инструментальный компонент, включающий в себя умение педагога осуществлять действия, необходимые для инновационной деятельности (критический анализ педагогической проблемы, работа по поиску решения проблемы, подбор целесообразных инноваций, прогностические действия, организационные, оценочные и коррекционные действия). 4. Когнитивный компонент, который включает в себя осведомленность об особенностях инновационной деятельности и инновациях. Готовность педагога к инновационной деятельности включает в себя также и набор личностных качеств. Так как инновационная педагогическая деятельность базируется на основе развитой педагогической деятельности, для ее реализации необходим высокий уровень развития педагогических способностей. Направленность инновационной деятельности на поиск и внедрение инноваций позволяет предположить, что для успешности инновационной деятельности педагог должен обладать высоким уровнем развития креативности. Так как инновационная деятельность предполагает определенную личностную смелость, педагог-инноватор должен обладать определенной степенью готовности к риску.
Петр, по Вашему опыту работы, какой именно компонент из перечисленных выше оказывает наибольшее влияние на нежелание заниматься инновационной педагогической деятельностью?
Сообщение отредактировал tenerezza - Воскресенье, 20.10.2013, 17:13 |
|
| |
Петр_Трескин | Дата: Пятница, 25.10.2013, 05:13 | Сообщение # 13 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Спасибо за ответ и вопрос!
Хотел бы выделить креативный компонент как характеристику готовности педагога к оригинальному решению педагогических задач, в импровизации, экспромте... Сам характер инновационный деятельности, на мой взгляд, "кричит" нам именно об этой способности педагога - способности к созданию нового, нетрадиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса, умение творчески решать любые профессиональные проблемы, взаимодействовать с воспитанниками, коллегами, родителями детей, умение развивать креативность детей, что воплощалось бы в их поведении и т.д.
Можно выделить также и рефлексивный компонент, который выражается в способности познания и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности. Реализуется этот компонент через такие рефлексивные процессы, как "самопонимание" и понимания другого, самооценки и оценки другого, самоинтерпретации и интерпретации другого. Этот компонент подталкивает педагога к изменениям в принципе, в т.ч. инновационным.
|
|
| |