Гольцова Е.В.
|
|
Администратор | Дата: Четверг, 17.10.2013, 05:01 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| Памятники Иркутска: в поисках смыслов
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Четверг, 17.10.2013, 05:10 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| Евгения Викторовна, благодарю за интересный и актуальный доклад!
Городские памятники отражают идеологию государства, являются символическими знаками, олицетворяющими память о важных персонах, событиях и процессах. В советское время - городские памятники на сто процентов выполняли эту функцию. В каждом городе стоял памятник Ленину, как минимум бюсты Марксу и Энгельсу, Горькому и другим деятелям советского прошлого. Также имелись знаковые символические памятники - Родина-Мать (Волгоград), памятники Победе во Второй Мировой Войне, Памятники битв (Сталинградской, Бородинской) и т.д. В современном мире процессы идеологической насыщенности городского пространства существенно изменились. Памятники коммунистическим и социалистическим лидерам во многих городах убрали и стали возникать новые. Ваш доклад тому красочное повествование...
Как вы считаете, какие идеологические изменения происходят в современном обществе, что именно меняется в сознании и идентичности горожан? И куда мы придем?
|
|
| |
Evgenya | Дата: Четверг, 17.10.2013, 13:31 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Цитата Полюшкевич_Оксана ( ) Как вы считаете, какие идеологические изменения происходят в современном обществе, что именно меняется в сознании и идентичности горожан? И куда мы придем? Оксана Александровна, спасибо за ваш глобальный и фундаментальный вопрос! В нашем обществе сегодня, как известно, нет официальной (государственной) идеологии. Поэтому уже больше десяти лет (со времени установки памятника Александру III) у нас не появляются памятники государственным деятелям, "основоположникам" и т.д. В Иркутске среда памятников формируется, как было сказано в статье, в двух направлениях: официально-историческом и культурно-художественном. Официально-историческое направление ориентировано на далекое прошлое, а культурно-художественное на более близкие процессы и события, включая и клерикализацию общества, в результате чего в нашем городе появились Петр и Феврония, а вскоре должны быть установлены памятники Иннокентию Кульчицкому и Софронию рядом с собором Богоявления. Городская культурная общественность принимала активное участие в формировании городской концепции по установке памятников, в которой сначала было больше 100 объектов, меньшая часть из которых должна была устанавливаться за бюджетные средства, а большая - за внебюджетные. Планировалась даже установка таких "оригинальных" памятников, как например, памятник Рудольфу Нуриеву, который родился в поезде, проходившем через Иркутск. Позднее "наполеоновские" планы были откорректированы до 74 объектов, а в реальности средств хватило всего на 22. В связи с этим, можно сделать вывод, что на формирование "памятниковой среды" Иркутска в большей степени влияют и будут продолжать влиять не идеологические, а экономические предпосылки.
Не важно что происходит, важно как мы к этому относимся.
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Суббота, 19.10.2013, 08:00 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| Evgenya, К сожалению, вынуждена с вами согласиться. Новые городские памятники идеологически нейтральны. Они могут меть реальную историческую основу, но при этом не являются идейно наполненными (через дополнительное освещение в СМИ, фильмах и спектаклях) о роли и важности для страны и народа. Т.е. государство утратило контроль над визуальными образами, формирующими идентичность своих граждан. Сегодня советские идеологически наполненные символы культурного городского пространства уходят в прошлое, оставаясь лишь блеклыми символами советской эпохи. На их смену пришли памятники, отражающие не государственную идеологию, а ценностно-мотивационные установки близкие одному человеку или группе людей. Можно констатировать, что государство утратило контроль над конструированием идентичности современного человека. Материализированные представления о повседневной жизни в нашем государстве утратили государственную пропаганду, а вместе с тем и идентичность и сместились в сферу досуга и развлечения, фантазии и иллюзии. Они обрастают новыми историями и смыслами, наполненными придуманной реальностью, а не государственной идеологией. Тем самым, нивелируется государственная идентичность россиянина.
Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Суббота, 19.10.2013, 08:01 |
|
| |
Петр_Трескин | Дата: Суббота, 19.10.2013, 15:32 | Сообщение # 5 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| Добрый день, Евгения Викторовна! Очень интересный доклад!
Хотел бы обсудить ряд вопросов, посвященных в целом городской среде.
Евгения Викторовна, на сегодняшний день Иркутск становится, или стал городом, "вставшим в пробках". Причиной, конечно, многие указывают историческую архитектуру города. Ведь именно из желания сохранить исторический облик города, власти минимизируют вмешательство в архитектурный процесс. Что бы выбрали Вы? Расширить город или сохранить историю? Как Вы считаете, какие способы и меры наиболее действенны для изменения облика (провинциальных) городов? И вообще, необходимо ли это делать?
|
|
| |
Evgenya | Дата: Суббота, 19.10.2013, 17:17 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Цитата Полюшкевич_Оксана ( ) Сегодня советские идеологически наполненные символы культурного городского пространства уходят в прошлое, оставаясь лишь блеклыми символами советской эпохи. На их смену пришли памятники, отражающие не государственную идеологию, а ценностно-мотивационные установки близкие одному человеку или группе людей. Оксана Аленксандровна, совершенно верно. Природа не терпит пустоты и вакуумгосидеологии заполняется "снизу" тем, что близко людям. И может быть, это не так уж и плохо. Государственная политика отвечает коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам господствующего класса. У господствующего класса одна "идеология" - деньги. Естественно, что эта идеология не может быть озвучена официально. Поэтому государство пытается "подсунуть" обществу псевдоидеологии вроде "возрождения духовных (читай религиозных) ценностей, "интересы титульной нации" и т.д. Что из этого получается, мы видим в повседневной жизни))
Не важно что происходит, важно как мы к этому относимся.
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Суббота, 19.10.2013, 17:26 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| Евгения Викторовна, вы полагаете, что нашему обществу уже не грозит никакая религиозность или консолидация на основе национальных идей? Раз пишите, что Цитата Evgenya ( ) государство пытается "подсунуть" обществу псевдоидеологии вроде "возрождения духовных (читай религиозных) ценностей, "интересы титульной нации" и т.д. Тогда что нас ждет? Каков Ваш прогноз на идеологическое и социально-культурное развитие нашей страны?
|
|
| |
Evgenya | Дата: Суббота, 19.10.2013, 17:40 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Цитата Петр_Трескин ( ) Что бы выбрали Вы? Расширить город или сохранить историю? Как Вы считаете, какие способы и меры наиболее действенны для изменения облика (провинциальных) городов? И вообще, необходимо ли это делать? Петр, спасибо за вопросы! Я думаю, в нашем городе еще есть резервы для решения проблем с пробками без "зачистки" старых кварталов. Навскидку это: 1. Регулирование потоков транспорта, использование новейшего моста под автобусные маршруты. 2. Оборудование современных развязок(кольцо Фортуны, Джамбула) и стоянок, чтобы машины не парковались на дорогах. 3. Расширение полотна там, где это возможно (например, в районе радиозавода, где очень узкий участок феддеральной трассы) и нет никаких исторических объектов. Там нужно расширять полотно и мост над Ж/дорогой. Не знаю, есть ли в горадминистрации транспортный отдел, мне почему-то кажется, что нету. А эта работа в его компетенции. Ну и 3. Ужесточение контроля на дорогах. Чтобы не ездили люди с купленными правами, меньше было аварий. Я летом была в Израиле, так за 2 недели не видела ни одной аварии! Хотя там улицы уже иркутских. Что касается облика Иркутска, так он уже значительно испорчен уродливыми точечными застройками. Но все же там, где это еще возможно, надо стараться сохранять памятники. Реставрировать и реконструировать их, в т.ч. с помощью бизнеса.Добавлено (19.10.2013, 17:40) ---------------------------------------------
Цитата Полюшкевич_Оксана ( ) вы полагаете, что нашему обществу уже не грозит никакая религиозность или консолидация на основе национальных идей? Раз пишите, что Я полагаю, что в многонациональном и многоконфессиональном обществе брать на флаг какую-то одну религию(как сейчас происходит) или выделять т.н. "титульную нацию" нельзя. Это приведет к росту конфликтности. Кроме того, "ренессанс" религий приведет общество скорее к отуплению, чем к прогресу, что тоже скажется на росте конфликтности. Цитата Полюшкевич_Оксана ( ) Тогда что нас ждет? Каков Ваш прогноз на идеологическое и социально-культурное развитие нашей страны? Такой прогноз я делать не рискну)) Но считаю, что будущее есть у государства, идеологией которого является человек и его права (без различия по нац. и религиозному признакам) + строжайшее (но не избирательное) соблюдение законов.
Не важно что происходит, важно как мы к этому относимся.
|
|
| |
Андрій | Дата: Понедельник, 21.10.2013, 08:59 | Сообщение # 9 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Статус: Offline
| Здравствуйте. А вообще все-таки имеет ли смысл наполнение памятников какими-либо идеологическими смыслами в сегодняшнем мире? Для чего это нужно?
Андрей Завьялов
Сообщение отредактировал Андрій - Понедельник, 21.10.2013, 08:59 |
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Понедельник, 21.10.2013, 15:10 | Сообщение # 10 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 342
Статус: Offline
| Андрій, Городские памятники призваны отражать реальные илисимволические события, отдельных людей или вещей наполненных смыслом и содержанием для целых поколений. Городские памятники - это символы образной памяти людей, ставшие частью городских ландшафтов. Образы, запечатленные в городском пространстве предполагают социо-коммуникативный характер восприятия, т.к. вызывают у человека личные или коллективные эмоции. По мнению М. Хальбвакса, индивидуальная память может опираться на коллективную для уточнения какого-либо воспоминания или восполнения пробелов. Такой "обмен историями" происходит до тех пор, пока у всех не возникнет общей истории, общего восприятия и оценки данного символа.
|
|
| |
Evgenya | Дата: Понедельник, 21.10.2013, 19:55 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Цитата Андрій ( ) имеет ли смысл наполнение памятников какими-либо идеологическими смыслами в сегодняшнем мире? Для чего это нужно? Андрей, тот кто платит (за установку памятников), тот и "заказывает" идеологию. Думаю, что идеологическое наполнение памятников еще долго будет иметь место. Наверно до тех пор, пока будет существовать государство, потому что оно всегда будет нуждаться в идеологических "подпорках". Хотя речь, конечно, не о всех памятниках.
Не важно что происходит, важно как мы к этому относимся.
|
|
| |