Пятница, 27.12.2024, 06:12
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Брак: традиции и современность
    [ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] 05.10.2010, 05:52
    Брак: традиции и современность
    Дутова Ю.В.

    Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака [3], которые с течением времени претерпевают изменения. Это касается и самого обряда, и таких показателей как: возраст и время вступления, одежды новобрачных и пр., и, конечно, отношения к самому браку. Существенные изменения в семейно-брачных отношениях являются одной из характерных примет нашего времени. Анализ современных изменений в семейно-брачных отношениях показывает, что их причины имеют сложную природу [2]. Они, в частности, связаны с изменением социальных норм, ростом независимости женщины и преобразованием её роли в семье, распространением разнообразных средств контроля рождаемости. Эти факторы ведут к ослаблению патриархальных устоев, росту многообразия форм семейной жизни и т.д. 

    Русский свадебный обряд в основных своих чинах был одинаков, но всегда на него накладывали свой отпечаток местные условия и традиции. Традиционная свадьба являлась очень красочной и весёлой. Это – спектакль со своими действиями, костюмами, текстами, песнями. Национальные особенности и элементы свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. К сожалению, идущий из глубины веков старинный свадебный обряд в силу перемен, произошедших в нашей стране в начале прошлого века, ушёл из российских деревень в 30-е гг. ХХ в., а из города и того раньше. Его стали считать «пережитком прошлого» [4]. Но уже в 60-х гг. празднование традиционных русских свадеб начало возрождаться, правда, порой, в изменённой форме. Сегодня же во время проведения свадебных торжеств обращение к традициям стало повсеместным и почти обязательным.

    Изначально свадьба была не только семейным торжеством, а некоторым общественным собранием, где решались дела семьи и всего села, передавались новости и слухи. В наши дни свадебный обряд – больше праздник только для родных и близких, друзей.

    Изменился возраст вступления в брак. В стародавние времена женились очень рано. Свод церковных правил XIII в. («Кормчая книга») устанавливал брачный возраст для девушек – 13, для юношей – 15 лет. Но нередко заключались и более ранние браки [4]. Большинство девушек стремились выйти замуж, чтобы не отстать от сверстниц (что сохраняется и до сих пор). Тем не менее, возраст вступающих в брак увеличивался. В наши дни, несмотря на то, что 25-ти летним незамужним/неженатым начинают задавать вопросы по поводу семейного положения, намекая о том, что «пора бы уже» создать семейный очаг, всё-таки заключение брака ближе к 30 годам (или позже) уже не является чем-то необычным.

    Воля родителей – неотъемлемая часть традиционного брака. Народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак [4], не редко прибегали к принуждению и угрозам. Согласно п.1 ст. 12 Семейного Кодекса РФ «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Таким образом, и возраст, и свобода выбора теперь закреплены законодательно, и никто не может повлиять на принятие решения.

    В последнее время наиболее характерными особенностями процесса формирования семьи в России являются: снижение рождаемости и официально регистрируемых браков, рост внебрачной рождаемости, высокий уровень разводов [2]. На уровне государства стараются решать озвученные проблемы, возрождать семейные ценности, о чём говорят и появление «материнского капитала», и введение нового российского праздника – Дня семьи, любви и верности (8 июля) в честь благоверных Февронии и Петра Муромских, и проведение «Года семьи» и т.д. В октябре 2004 года в Храме Христа Спасителя состоялся Церковно-общественный Форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России». В рамках решений Форума по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была разработана Общенациональная программа «В кругу семьи». Её цель - укрепление государственной идеологии, направленной на возрождение семьи в России, создание положительного образа многодетной семьи, целомудренных и верных отношений, любви и преданности в браке, радости отцовства и материнства, заботы о родителях, воспитания детей в духе патриотизма и любви к Родине. [6].

    Это очень важно, так как за последнее время отношение к браку претерпело значительные изменения, многие семейные ценности стали утрачиваться.
    Первое, среди россиян стала распространяться такая форма брака, как «гражданский». Последний не получает одобрения среди населения, особенно среди старшего поколения, не вызывает он восторга и у психологов, социологов.

    Среди объяснений первых: гражданский брак - это недопустимый способ совместной жизни мужчины и женщины; любовь должна быть подтверждена законным браком; только в браке есть ответственность за другого, стремление сохранить отношения, в противном случае – можно уйти, бросить человека даже после незначительной ссоры, а любой незначительный повод может стать причиной расставания.

    Психологи, раскрывая это явление с негативной стороны, делают акцент на том, что гражданский брак – это обман.

    Обман, прежде всего, того, с кем живёшь – есть возможность не брать на себя обязательств, и, находясь рядом с одним человеком, искать того, с кем действительно захочется связать жизнь. Не возникает при этом мысли о сломанных судьбах, потерянном времени.

    Обман самого себя, объясняя подобное сожительство тем, что «я не готов к серьёзным отношениям, нужно проверить чувства, написать «черновик», и, если получится – принять важное решение». При этом молодые люди не задумываются о том, что может и не возникнуть возможности всё «переписать», что невозможно найти совершенно идеального человека, с которым можно начать другую «правильную» настоящую семейную жизнь.

    Гражданский брак оказывает плохое влияние на детей, которые не находят свадебных фотографий папы и мамы и ждут объяснений с их стороны; пожилые родители не знают, что отвечать на вопрос о семейном положении своих чад (последние, между прочим, тоже не имеют представления) [1] и т.д. Интересен и тот факт, что по результатам последней переписи населения в России гораздо больше замужних женщин, чем женатых мужчин, что тоже наталкивает на определённые мысли [1].

    Второе. Заблуждение, бытующее среди молодых: «поженимся, если не получится - разбежимся». Представить такое раньше было невозможно. И мужчины, и женщины на Руси, понимали, что значит вечная связь, даруемая венцом [3], поэтому и женились раз и навсегда. Во многом здесь оказывала влияние церковь. Ведь развестись или вступить в повторный брак было очень сложно, даже, скорее, невозможно. И лишь со временем появились некоторые «послабления». Если же теперь молодые пары в день свадьбы и прибегают к обряду венчания, то большинство из них, к сожалению, не понимает всей важности события. Для них данный ритуал – всего лишь дань моде, когда для наших предков это и была сама сущность семейной жизни, её начало, благословение брака.

    Происходящие в России преобразования изменили не только условия жизни, но и всю систему социальных отношений, вызвав негативные тенденции в демографических процессах [2]. На смену многодетным семьям пришли семьи с одним – реже двумя детьми. Переживаемый нашей страной социально-экономический кризис привёл к тому, что брачные пары все чаще не спешат рожать детей [2], это приводит к дестабилизации отношений между супругами. Кроме того, нельзя забывать и о всё растущем внебрачном рождении детей, что не является положительным явлением. Что же влияет на затронутые проблемы? Отсутствие гарантий на будущее детей? То, что пары не торопятся создавать семью? Или есть другие причины? Ответом на первый вопрос – относительно нежелания рожать детей – являются показатели роста рождаемости в последнее время после появления материнского капитала, который, по мнению семейных пар, может помочь решить финансовый вопрос, определиться с дальнейшей жизнью маленьких членов семьи. Ответ на второй – по поводу рождения внебрачных детей – заключён в основах морального воспитания и времени принятия решения молодых людей на заключение брака.

    Таким образом, нынешнее состояние брака и семьи значительно отличается от традиционного. Меняются поколения, меняются взгляды на жизнь. В большинстве случаев, как ни печально это звучит, современное отношение показывает легкомысленность молодых, несерьёзное отношение к браку. Что, несомненно, нужно пресекать (и со стороны государства, и посредством воспитания), чтобы построить крепкий институт российского общества, его ячейку, где происходит социализация человека, откуда он делает первый шаг во взрослый мир, становясь либо его созидателем, либо разрушителем. Ведь трудно не согласиться с мнением, что от состояния семьи зависит состояние всего общества.


    Использованная литература:
    1. «Веста» ежемесячное издание для женщин, - август 2004.
    2. Гончарова Г.С., Савельев Л.Я. «Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перспективы».
    3. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
    4. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл./С.В. Истомин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.
    5. Семейный кодекс РФ.
    6. http://culture.irkobl.ru/

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 1594 | Загрузок: 127 | Рейтинг: 0.0/0