Ценность в представлении молодежи. Тенденции изменений
Пинигина Г.В.
Цель статьи - анализ ценностных предпочтений молодежи, детерминация которых в современных условиях страны является весьма сложной.
Проблема ценностей имеет многоплановый и многоуровневый характер. С одной стороны, к ним относят все то, что имеет значимый характер - все результаты и продукты материальной, духовной деятельности. С другой, ценностями считают определенные духовные образования: идеалы, цели, представления о должном, прекрасном и истинном. Следовательно, надо различать ценности, которые могут быть материальными благами, обладать полезностью, удовлетворять жизненно необходимые потребности, выражать интересы; и ценности, результаты духовного производства, определенные духовно-идеальные образования, выражающие отношение индивида (группы, общества) к окружающему миру и являющиеся ориентирами поведения людей.
Семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие. Многие отводят семье очень важную роль. Причем в некоторых случаях условием семейного счастья являются дети. Среди факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи являются уважение и поддержка между супругами; супружеская верность; удовлетворенность сексуальными отношениями; достойный доход; нормальные жилищные условия; проживание отдельно от родителей; готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. К малозначимыми можно отнести различия в социальном происхождении и религиозной вере. Таким образом, представления молодежи о семейном благополучии, несмотря на распространенность суррогатных форм семейных отношений (типа "гражданский брак"), не претерпели существенных изменений и носят, по существу, традиционный характер.
Труд и работа. В настоящей реальности все более стал проявляться плюрализм форм собственности, свобода предпринимательства; появились возможности самореализации, что создает новые мотивации для молодежи в экономической сфере. Анализ ценностно-мотивационной сферы молодежи в области труда показал противоречивое отношение к нему. С одной стороны, труд переместился на периферию ценностного сознания, а, с другой, что только содержательная и интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. Некоторые считают, что сколько угодно можно заниматься любой работой, лишь бы она давала хороший заработок. Подобное расхождение - яркий пример амбивалентности сознания молодежи; в нем одновременно "уживаются" взаимоисключающие установки. Не особенно поддерживаются и элементы конкуренции. Можно предположить, что в реальной трудовой деятельности молодежь мало озабочена конкуренцией, вне зависимости от того, где она работает: на частных или государственных предприятиях. Возможно, те, кто создал собственное дело, самостоятельно, на свой страх и риск занимаются производством и бизнесом, с конкуренцией встречаются чаще и познали позитивные и негативные ее стороны. Думается, что слагаемые советского менталитета или то, что К. Юнг называл "коллективным бессознательным", укоренены в сознании вступающего в жизнь нового трудового поколения.
Социальная справедливость. Самой острой проблемой является все более очевидное деление на имущих и неимущих, на богатых и бедных. Такое социальное расслоение меняет лицо общества. В результате типичные жизненные стратегии оказываются путями, ведущими к бедности и социальной неуспешности. Одновременно с ухудшением материального положения большей части населения, в сознании молодых людей укоренились новые, "западноориентированные" стандарты уровня жизни, что позволяет говорить о происшедшей "революции притязаний", сопровождающейся ослаблением готовности переносить ради их достижения жертвы, лишения, повышенные нагрузки. У молодежи нет четкой позиции по отношению к имущественному неравенству. Наблюдаются две тенденции: одна - стремление обеспечить себя и свою семью, максимально используя возможности рыночной экономики, что характерно для небольшой группы лиц, сумевших сформировать жизненные стратегии, адекватные изменившимся социально-экономическим условиям. Другая тенденция характерна для тех, чей доход ниже среднего уровня, и они считают возможным передел имущества, рассматривая его как способ удовлетворения своих материальных притязаний, не прилагая особых усилий.
Представления о справедливости для молодежи неразрывно связаны с решением вопроса "жить во имя личного и семейного благополучия или для общего блага". В советские времена ответ "подсказывала" вся идеологическая мощь КПСС: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". В настоящее время не многие представители молодежи выбирают эту социальную установку в качестве жизненной стратегии. Это молодые люди, которые считают, что в обществе должна быть большая цель, и ради нее стоит жить. Такая цель выражает представление о счастье и процветании не только личном, но и общественном. Однако ”рынок” все меньше оставляет иллюзий у молодежи на предмет "с кого делать жизнь".
Личное благо молодежь поставила выше блага общества. Большинство молодых людей воспринимает государство в основном как источник ресурсов для реализации собственных интересов. Эта тенденция прослеживается во всех имущественно дифференцированных группах, но ее показатель снижается с падением дохода.
Для молодых людей равенство - синоним справедливости и гармоничности социальных отношений. Им присуща жизненная установка, в основе которой равенство возможностей для проявления способностей каждого важнее, чем равенство доходов и условий жизни. Однако в действительности сейчас это некий идеал, к которому молодежь стремится. Теоретически проявление свободы личности молодого человека, свободный выбор путей собственного развития в реальности означает неравенство, отрицающее равенство доходов и условий жизни, социально-экономическую, психологическую несвободу.
Еще одна грань справедливости - это отношение к правде и лжи. Справедливость воспринимается значительной частью молодежи не как моральный закон и необходимое законопослушное поведение, а как неким образом интерпретированная "правда жизни". И это, видимо, ментальная особенность в целом российского этноса в отличие от западных стандартов поведения.
На первый план в совокупности выражающих основные моральные ценности молодежи выходит индивидуализм и эгоизм, связанные с нарастающей тенденции к дифференциации себя от других, что в некоторой степени характеризует возросшую уверенность в собственных силах и правоте своих поступков. Усилению ориентации на эгоизм, его роль в конструировании реальных форм жизнеустройства свидетельствуют ответы на вопрос из двух парных суждений: "Главное в жизни - забота о своем здоровье и благополучии", и "найти и выразить себя, даже в ущерб своему здоровью и благополучию”.
Существует две позиции, каким должен быть нравственный человек. Разлом проходит между альтруистическими и эгоистическими установками. Совестливый человек тот, кто помогает бедным и слабым, даже если ему приходится жертвовать своим комфортом и "отрывать" что-то от себя. Эгоистический принцип выражен ярче - человек должен стремиться жить лучше и добиваться максимального комфорта для себя и своей семьи, а другие пусть о себе заботятся сами. Моральное сознание молодежи амбивалентно: в нем присутствуют и декларируются взаимоисключающие установки.
Отношение к религии - один из важных показателей жизненных ориентиров молодежи. Большинство молодых людей отводит религии мало места в своей жизни. Однако и среди тех, кто в своей жизни опирается на авторитет церкви, очень немногие следуют канонам, обрядам и ритуалам религии. Религиозные установления для них - не внутренняя позиция, ставшая жизненным выбором, а скорее следование "моде на религию".
В ряду моральных проблем существенной является соотношение между нравственностью и успехом. В выборе между моралью, дружбой и стремлением к успеху разделительным моментом выступает порядочность.
Итак, в ценностном сознании молодежи можно выделить следующие характеристики: 1) амбивалентность, сочетание противоположных оценок; 2) нестабильность, изменчивость; 3) эклектичность, сочетание элементов различных ценностей; 4) "приниженность" идеалов, доминирование прагматических установок; Многие прежние ценности заменяются "новыми", некоторые из традиционных перемещаются на периферию ценностного сознания, хотя по-прежнему играют значительную роль в мотивационно-ценностной структуре определенной части молодежи. Ее установки и поведение, лишь в большей или меньшей степени - адекватная реакция на происходящие измене¬ния в обществе, опирающиеся на собственные представления о значимости тех или иных ценностей, их роли в самореализации, а также слабым влиянием российской общественности на формирование у нее здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознание и поведение.
Список литературы:
1. Горшков М.К. Российское общество в условиях реформации: мифы и реальность (социологический анализ). / М.К. Горшков - М., 2008. – 23-34 с.
2. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева - М., 2007. – 65-67 с..
3. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 1996. - № 5. – 23-26 с.
4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.soc.pu.ru/
|