Гендерные стереотипы в трудовой деятельности женщин.
Караваева Е.А.
Гендерные стереотипы встречаются во многих областях нашей повседневной жизни. Рассмотрим проявление таких стереотипов в жизни типичного человека «с самого утра». Начинается день среднестатистической семьи, состоящей из 3 человек – мама, папа и ребенок. Утро. Мама просыпается раньше, чтобы приготовить завтрак, разбудить ребенка и собрать его в школу (детский сад). Таким образом, с самого утра женщина работает, эта работа, обусловленная гендерными стереотипами общества, в данном случае семейной жизни.
Представим, что и мама и папа работают, в семье есть машина. Необходимо увести ребенка в школу (детский сад). В зависимости от степени занятости и других показателей, за эту работу берется тот или другой родитель. Затем мы встречаемся со следующими стереотипами – на дороге. Причем, существование таких стереотипов заметит, скорее женщина, потому, что согласно как раз этим стереотипам, женщина за рулем – явление опасное.
Стереотип в семейной жизни продиктован, скорее, историей, а причины их проявлений на дороге можно найти в гендерных различиях. Дело в том, что согласно исследованиям, мужчины лучше ориентируются в широком пространстве, в картах, обозначениях; они менее склонны к эмоциям, более внимательны, стрессоустойчивы.
Допустим, ребенок отдан в школу (детский сад) и родители разъезжаются на свои рабочие места. А где они работают? Какие у них обязанности? Какой коллектив? Заработная плата? Отношения с сотрудниками? Это трудовая деятельность, и ответы на все, поставленные выше вопросы, продиктованы во многом стереотипами.
Так я подошла к теме данной статьи: гендерные стереотипы в трудовой деятельности, а так как эти стереотипы больше проявляются в деятельности женщин, то я рассмотрю именно это. Я затрону тему существующих в современном обществе гендерных стереотипов в сфере труда среди женщин, а именно стереотипы американского общества и российского.
Гендерные исследования широко распространены в мире уже давно, в России же они появились только в 90-е годы. Это связано с падением «железного занавеса», что привело к активному потоку в страну западных идей. В России происходит пересмотр традиционных гендерных ролей. Эти роли приводят к неравенству, ограничивают личность в развитии, приводят к неудовлетворению высших потребностей (в самоактуализации, признании), личность становится загнанной в угол традиционными ролями, предписанными обществом. Традиционная женская роль – хранительница домашнего очага, домработница, мужская – добытчик. Так как гендерные исследования появились в США значительно раньше, а исследования русских социологов в большей мере проходили на основе западных, мною будут изучены сначала стереотипы общества американского (до 1991 года и современные) и современные российские. Как показывает практика, женщины больше «связаны» традиционной ролью, чем мужчины. Исследования 1991 года показывают, что в США общая доля семей, где муж работает, а женщина ведет хозяйство и воспитывает двух или более детей составляет всего 7%. С одной стороны кажется, что ведение хозяйство проще, чем каждый день ходить на работу, но это не так. Среднестатистическая домохозяйка тратит на домашнюю работу в среднем около 48-70 часов в неделю. Многие женщины домохозяйки чувствуют неудовлетворенность, стыдятся своего положения. Несмотря на то, что обществом продиктована такая традиционная роль, люди не воспринимают уход за детьми и домом за работу, так как она не приносит ощутимых результатов, например, заработной платы. Поэтому женщины уходят от своей традиционной роли и выходят на работу, совмещая это с заботами о доме. Но и в труде их ждут гендерные стереотипы, которые проявляются и в отношении коллектива и в заработной плате. Согласно опубликованным министерством торговли в 1993 г. «Выдержкам из статистических исследований США», в Соединенных Штатах работают менее 60% женщин, тогда как работающих мужчин — 75%. Около 67% замужних женщин с детьми младше 18 лет, 78% разведенных женщин с детьми, 58% матерей, имеющих детей дошкольного возраста, и 55% женщин с детьми младше трех лет работают вне дома. [1] К сожалению, как будет показано ниже, женщины, работающие за деньги, как правило, должны по-прежнему исполнять традиционные женские обязанности по отношению к дому и семье, и при этом на рабочем месте они не считаются равными мужчинам. Как показывает статистика, эти процессы имеют тенденцию углубляться. Гендерные стереотипы встречаются и в оплате труда между мужчинами и женщинами, и при приеме на работу. Женщины получают всего 60% от зарплаты, получаемой мужчинами, зачастую женщины получают меньше, чем мужчины за одну и ту же работу.
Существует два подхода к объяснению этой ситуации:
• Женщинам платят меньше оттого, что они сами выбирают работу низкооплачиваемую работу, должность.
• Работа женщин низкооплачиваемая, потому что их потенциал, опыт работы, знания не позволяют платить больше.
На мой взгляд, обе эти теории не объясняют объективные причины. Дело в том, что на рынке труда существуют женские «работы», за которые платят меньше, чем за мужские. То есть рабочая сила разделена по половому признаку. Например, около 90% секретарей в США – женщины.[1] Отмечено также то, что если работник занят в сфере, где преобладают женщины, он будет получать меньше, чем работая в сфере, где заняты мужчины. Если рассматривать работников, не принадлежащих к администрации, сфере менеджмента и преподавательскому составу, то только на одной из 19 работ, как правило, выполняемых женщинами, наивысшая месячная зарплата превышает 3000 долларов (квалифицированная медсестра — 3138 долларов в месяц), в то время как на 17 из 19 традиционно «мужских» работ наивысшая месячная зарплата выходит за этот барьер. Джейкобс и Штейнберг (1990 год) обнаружили, что доля женщин, занятых в данной профессии, влияет на уровень заработной платы в этой сфере деятельности — чем больше женщин, тем ниже оплата труда. Эти исследования проводились в 1990 года, но тенденция не изменилась. Женщины и в самом деле редко занимаются работами, традиционно принадлежащими мужчинам, правда и то, что зарплаты на «женских» работах ниже. Значит ли это, что женщины предпочитают такие работы высокооплачиваемым «мужским» занятиям, потому что они более приятны или лучше соответствуют параллельному выполнению материнских функций? Согласно статистическим данным, это далеко не так. «Женские» работы не предполагают более гибкий график, меньший уровень напряжения или что-либо другое, что способствовало бы выполнению родительских обязанностей. В действительности, как утверждают социологи, верно обратное: большая концентрация женщин в какой-либо профессиональной сфере связана с меньшей гибкостью, большим контролем со стороны начальства и меньшей свободой в определении способов и сроков выполнения задач. Анализ 1600 профессий показывает, что «женские» работы, в отличие от «мужских», характеризуются несколько иными, но совсем не обязательно более легкими, условиями работы. «Женские» профессии чаще предполагают работу с трудными клиентами, уборку грязи, оставленной другими, механические повторяющиеся действия и малую автономность (отсутствие права самому управлять своей работой). Более того, из данных того же анализа следует, что нежелательные условия работы оказывают негативное влияние на зарплату как в «мужских», так и в «женских» сферах деятельности, потому что неприятные работы чаще всего выполняются теми, кто имеет низкий социальный статус и не может потребовать повышения зарплаты, чтобы компенсировать плохие условия труда. Существует понятие компенсирующих отличий. Суть его в том, что женщины выбирают низкую зарплату за лучшие условия труда, но как показывает практика условия труда работы для женщин не всегда лучше.
Вторая теория касается того, что женщины менее ценные сотрудники, чем мужчины. Эта теория опровергается статистическими данными. В 1991 году было проведено исследование, которое показало, что женщины-программисты получают 85% от того, что получают мужчины-программисты за абсолютно идентичную работу, а женщины финансовые директора получают 67% от того, что получают мужчины на той же должности.
Кроме разницы в заработной плате существует дискриминация при приеме на работу. Как показывает практика, эта дискриминация ярче всего проявляется, когда мужчина пытается устроиться на «женскую» работу и наоборот. Именно по причине существования такой дискриминации некоторые сферы труда разделились на две категории: мужские и женские. В 1991 году Глик провел исследование среди специалистов по кадрам и менеджерам, которые непосредственно проводят набор кадров. В результате проведенного исследования были получены такие результаты: имеет место быть необъективное отношение, которое проявляется в том, что работодатель уже заранее решает качества мужчины или женщины лучше подходят для той или иной должности, и способен отказать в должности по половому признаку. Выяснено также и то, что, если работодатель точно уверен в том, что претендент подходит на должность, он может обойти предрассудки по поводу пола и прочую дискриминацию.
Данные приведенные мною выше показывают реалии США того времени. Что же касается настоящего времени, то сейчас – с одной стороны заметны позитивные тенденции, но где-то ситуация не улучшается или даже прогрессирует в худшую сторону. Менее заметной стало разделение в США на «мужские» и «женские» отрасли, но предвзятое отношение в коллективе остается тем же, у женщин появилось больше возможностей, и в целом, в Америке молодежь направлена на карьеру и количество ранних браков сокращается. Женщины в Америке занимают 42% должностей управляющих, в офисе и 55% должностей в технической сфере.[3] Но, несмотря на это, женщины все равно подвержены действию гендерных стереотипов и ощущают «стеклянный потолок» (понятие, введенное Линном Мартиным). Оно означает некие барьеры, которые искусственно созданы и основаны на предрассудках, и которые не позволяют квалифицированным сотрудникам (женщинам, представителям национальных меньшинств) достигать реальные успехи в карьере. 79% главных должностных лиц из 500 фирм указывают на то, что барьеры на пути женщин к высоким должностям реально существуют.
Российское общество также подвержено действию гендерных стереотипов и, несмотря на то, что исследования в этой сфере появились сравнительно недавно, проявление этих стереотипов имело место давно. Согласно исследованиям 2000 года, всего в экономике занято 48 % женщин. Если рассматривать по отраслям, то в здравоохранении — 82 %, образовании — 80 %, финансах — 69 %, культуре — 35 %, торговле и общест¬венном питании — 62 %, связи — 63 %, науке — 51 %, управ¬лении — 32 %, промышленности — 37 %, сельском хозяйствен — 34 %, строительстве — 24 %. [4] Как видно из данного материала, основная часть женщин занята в сфере здравоохранения и образования. А, как известно, именно эти сферы являются низкооплачиваемыми. Таким образом, Россия повторяет тенденцию Америки в том, что женщины имеют более низкооплачиваемые должности, нежели мужчины.
Также эти данные отражают существование разделения на мужские и женские отрасли – в промышленности и строительстве объем занятых женщин низок. Заработная плата в этих отраслях менее 20% от той заработной платы в таких отраслях, как промышленность, металлургия, где заняты, в основном, мужчины. Остается нерешенной проблема продвижения женщин в ор¬ганы государственной власти на уровень принятия решений. Об¬щество по-прежнему относится к женщинам в первую очередь как к хранительницам домашнего очага, а уже потом как специа¬листам и профессионалам. В федеральных органах государствен¬ного управления женщины занимают должности, не требующие принятия решений, и сосредоточены в старших и младших груп¬пах государственной службы. Из общей численности женщин-госслужащих на высших должностях занято лишь 1,3 %. В соответствии с Реестром госу¬дарственных должностей федеральных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33, женщины занимают 6 % «высших», 15 % «главных» и 32 % «ведущих» должностей (т.е. руководителей всех уровней).[2] Вообще в России «гендерная ассиметрия» в сфере труда проявилась в года трансформаций общественных и экономических отношений в обществе – 90-е года. Эта ассиметрия проявилась в уменьшении активности женщин, увеличении доли безработных женщин, гендерные диспропорции в оплате труда между отрас¬лями и внутри отраслей, нарушение трудовых прав женщин при приеме и увольнении с работы.
Существуют два устоявшихся мнения относительно гендерных предпочтений работодателей:
• женская рабочая сила является менее «выгодной» и более затратной;
• существуют «женские» и «мужские» профессии.
По данным социологического исследования: 88 % опро¬шенных работодателей указали предпочтение мужчин и 53 % — предпочтение женщин на конкретных должностях в структуре предприятия. Что касается заработной платы, то в целом по России заработная плата женщин на 1/3 часть ниже заработной платы мужчин. Более подробные статистические данные о заработной плате женщин в разных отраслях в России см. в приложении.[4]
Таким образом, в России мы видим полное продолжение тенденций в гендерных стереотипах в трудовой деятельности, а именно:
1. «Мужские» и «женские» профессии
2. «Женские» профессии менее оплачиваемые.
3. Женщина, работающая на «мужской должности» подвержена предвзятому отношению со стороны руководства и коллектива.
4. Дискриминация при приеме на работу.
Разобравшись с появлением гендерных стереотипов во всей трудовой деятельности, отдельным вопросом я хотела бы обозначить: женщины на управляющих должностях в России. Здесь заметны позитивные тенденции. Как показывают статистические данные, количество женщин, управляющих собственным бизнесом, активных в политике становится больше. По мнению ведущих политиков и бизнесменов, матриархат в России и в мире неизбежен.
По моему мнению, эта ситуация как раз обоснована предрассудками по поводу женщины в труде. Каким образом? В трудовой сфере предрассудки выражены через коллектив и начальство. В собственном же бизнесе женщина сама выбирает коллектив и не имеет начальства, она создает карьеру своими руками.
По данным общероссийской общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» (РАБИП) Россия сегодня занимает одно из лидирующих мест в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. При этом женский бизнес здесь развивается в 1,7 раза динамичнее мужского. Нельзя не отметить тот факт, что треть всех менеджеров страны – женщины, и у 25% из них зарплата выше, чем у их коллег-мужчин. Более того, по оценкам экспертов уже в ближайшие 3-4 года 40% женщин будет заниматься частным бизнесом.
По результатам исследования социологов стало известно, что женщины-бизнесмены, как правило, привлечены в традиционные для них сферы – пищевая, легкая промышленность, или связанные с так называемыми интеллектуальными сферами, которые имеют большую сервисную нагрузку. А отсюда был сделан вывод, что женщины в России занимаются бизнесом, который не дает достаточно больших денежных результатов, как у мужчин.
Подводя итог всему выше сказанному, следует сказать, что современное общемировое сообщество подвержено влиянию гендерных стереотипов, которые больше всего оказывают влияние на женщин. Эти стереотипы встречаются во многих сферах, в том числе и трудовой. Активное изучение гендерной психологии в США началось раньше, чем в России, но теперь в России мы видим проявление тех же тенденций, что и за рубежом и это подтверждено многочисленными исследованиями.
С одной стороны это отрицательно сказывается на экономике в целом и на личности, женщина не может использовать весь свой потенциал, но с другой стороны барьер, препятствия, возникающие на пути являются стимулом, женщины имеют активную жизненную позицию, проявляют себя в бизнесе и политике.
Список литературы:
1. Бурн Шон Гендерная психология. – М., 1998.
2. Л.С. Егорова, С.М. Степанова Гендерный подход в менеджменте: учебное пособие. - Иваново: Издат. центр «Юнона», 2002. — 100 с.
3. Статистический портал Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stats.oecd.org/index.aspx.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/ZAN
|