Пятница, 27.12.2024, 06:29
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Массовая культура как средство обезличивания человека
    [ Скачать с сервера (43.0 Kb) ] 05.10.2010, 10:30
    Массовая культура как средство обезличивания человека.
    Урсуленко Н.С.

    Массовая культура уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни. Но мало кто из нас задумывается, что это такое? Как она на нас влияет? Для начала дадим ей определение. Массовая культура (поп-культура, масскультура) – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. [7] Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех [5].
    Такая культура не может выражать вкусов, потребностей ее потребителей. Она появилась в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования и других показателей.
    Массовая культура обычно беднее духовно в отличие от элитарной или народной культуры. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской [6]. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие в жизни и отражает его. Поэтому ее «продукты», не в пример элитарной и народной, быстро становятся непопулярны из-за несоответствия сложившейся ситуации. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, массовая же культура – культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная музыка – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой, картины Пикассо – высокой, а картины уличных художников – массовой [1]. Но существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. Правда в последнее время это не особо прослеживается, потому что высшие классы тоже стали переходить на массовую культуру, а так называемые низы стали приобщаться к высокой культуре, так как она стала доступнее (что не равно понятию «понятнее»). Например, ток-шоу по центральным каналам телевидения, их смотрят люди и из высшего класса и из среднего, выставки тоже посещают и те и другие, и не каждый среднестатистический россиянин сможет отличить блузку от Кардена от китайской подделки.
    Бывает, однако, что высокая и массовая культура образуют синтез. Например, музыка Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. Это популяризирует высокую культуру, делает ее более «простой» и близкой какому-нибудь школьнику.
    Массовая культура – всеобщий продукт, ее авторы ориентируются на «среднего» потребителя. Она распространяет самые элементарные, общечеловеческие ценности.
    Популяризируя упрощенные, стереотипные представления, массовая культура, выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп, массовое включение потребителей в систему потребления и, тем самым, функционирование массового производства. Она позволяет им восполнить свои потребности в досуге, получить стимул для чего-то (например, подражая любимому герою фильма или сериала), хотят быть похожими на своих кумиров.
    Массовая культура проявляется во множестве форм, однако, она, ориентируясь на широкие слои населения, превращает своих потребителей в однородную, серую массу. Она обезличивает людей, не учитывает потребности и вкусы маленьких социальных групп населения и, тем более, индивидуума. Ее можно сравнить с конвейерным производством, а элитную и народную со штучным производством или производством на заказ.
    В последнее время массовая культура сегментируется, появляется многообразие, что, тем не менее, не изменяет ситуацию с обезличиванием. Ведь личность – это каждый человек, невозможно для каждого человека «сделать» культуру, даже такую «попсовую»… Это вызвано тем, что при всей однообразности продукции масскультуры, она все же стремитря как-то себя разнообразить, стать интересной для каждого потребителя, чтобы донести информацию до как можно большего количества людей.
    По мнению испанского ученого Хосе Ортег-и-Гассета общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. При этом меньшинство – это личности, люди, обладающие определенными признаками, а масса – это толпа, не отличающаяся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом [3].
    Сейчас почти все государства мира стремятся к глобализации, что, естественно, стирает некоторые национальные и региональные особенности. Этому процессу как раз и способствует массовая культура.
    «Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Люди находят в таком виде культуры только средство расслабиться, снять стресс, развлечься, отвлечься от своих проблем, смотря какое-нибудь юмористическое шоу. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность» [4].
    Массовая культура обычно порицается большинством ее потребителей, но нужно признать, что негативно отзываясь о масскультуре, люди продолжают с удовольствием смотреть сериалы и ток-шоу, покупать товары, рекламируемые отовсюду, слушать поп-музыку и так далее. Но без этого всего человек «выпадает» из общества, теряются связи, общие интересы, темы для обсуждения. Массовая культура – это своего рода среда обитания для большинства людей и тем не менее ее обвиняют, ругают, хаят. Например, все знают, что «Кока-Кола» вредна, но все ее пьют. Потому что это модно, потому что это-символ того, что ты – полноценный член общества, а не «белая ворона». Ведь сейчас в нашем обществе быть отличающимся, индивидуальным – это не модно. Модно быть как все. Слова «Глобализация», «интеграция», «всеобщность», «единство» сегодня – одни из самых модных в обществе. Это тоже результат влияния массовой культуры, чуть ли не в каждой телепередаче звучат эти слова. Нас тянет ко всему что модно, но сама массовая культура не модна и поэтому является объектом порицания. Но она – источник информации о всем модном. Именно благодаря массовой культуре что-то и становится модным, и люди начинают это потреблять. Однако то, что одновременно с ощущением своей значимости человек ощущает себя и «одним из них», что как правило, не нравится людям. Так возникает противоречие, массовая культура одновременно и обезличивает человека и дает ему ощущение неповторимости.
    Но, всё же, массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая хоть и обезличивает человека, но легко им воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду. Людям нравится, когда им уделяют особое внимание, хочется чувствовать себя важной персоной, для которой работают столько людей, создающих «для него» тот или иной конкретный продукт культуры. Это дает ему убежать от повседневности, от ощущения себя как маленькой частички толпы. Люди, которые гордятся глобализацией, интеграцией, всеобщим равенством в душе все-таки хотят быть индивидуальностями.


    Список литературы:
    1. Жан Бодрияр. Прозрачность зла / Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2009.
    2. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала»)\ В сборнике К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, Искусство, т I.
    3. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
    4. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. – М.: Классика-XXI, 2009. – С. 40.
    5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 2007.
    6. Теоретическая культурология/ Под ред. Разлогова К. Э. – М.: Рос. инс-т культурологи, 2010.
    7. Ясперс К., Власть массы / Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2007.


    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 3558 | Загрузок: 127 | Рейтинг: 0.0/0