Межпоколенческая преемственность в российской традиции
Уткина Е.А.
По принципу историчности любой процесс или явление следует рассматривать с различных точек зрения: как оно возникло, какие основные этапы прошло, что представляет собой в настоящем и что, возможно, будет означать в будущем. Какую бы проблему мы ни брались обсуждать, для начала следует договориться о содержании используемых понятий. Что же такое «преемственность?»
Авторы Бондырева и Колесов в своём пособии «Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества» так определяют понятие преемственности: «ненасильственное заимствование чего-либо одним индивидом у другого (или одним сообществом у другого) с последующим воспроизведением этого (заимствованного) в своей жизнедеятельности есть акт преемственности. Преемственность предполагает повторение заимствованного и его развитие, а также продолжение участия в процессе и поддержание этого процесса, если заимствован процесс.
Таким образом, преемственность – это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта (действий) одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности». [1] Традиция непосредственным образом связана с преемственностью тем, что реализует такие отношения обязательно между поколениями – под этим мы можем подразумевать термин «межпоколенческая преемственность».
Теперь, если взглянуть на данную проблему обыденным взглядом, можно заключить: история межпоколенческой преемственности, традиционности в российском обществе сложна и запутанна. Это обусловлено, в первую очередь тем, что сама традиция в истории русского народа несколько раз была «переломана».
Выделим основные, «переломные» на наш взгляд, исторические этапы зарождения, становления и трансформации традиций русского социума:
1. переход от язычества к христианству (зарождение христианских традиций, трансформация языческих) – X-XVI в.;
2. Петровская эпоха и эпоха Просвещения (ориентация на запад, привнесение западных традиций, праздников, обрядов) – XVII-XIX в.;
3. Октябрьская революция, переход от капитализма к социализму (кардинальная ломка и попытка привить «новые традиции»– XX в.;
4. Сегодняшняя Россия в период глобализации (атака западноевропейских цивилизационных инноваций).
Попытаемся рассмотреть представленную краткую историю развития традиций, сравнить этапы между собой.
Тот период истории, когда языческие традиции впервые столкнулись с христианскими, по праву можно назвать «переломным». Принятие христианства, безусловно, привело к изменениям в культуре древнерусского общества, но искоренить народные верования полностью не удалось даже после поругания идолов. В основном языческое мировоззрение повлияло на развитие духовных процессов в истории России. X-XVI в. – тот период, когда две веры пытались завладеть человеческими душами. Православие считается в этой борьбе победившей, но эта победа над язычеством не может быть безусловной. Люди не могли отказаться от языческих обычаев. Новая идеология не могла заменить надежды, мечты, отношения с природой. Происходило наложение одной веры на другую. Здесь мы можем говорить о таком понятии как синкретизм. Одним из таких проявлений синкретизма является создание церковного календаря под природный (языческий).
Так, христианство, заимствовав некоторые элементы у язычества, трансформировало их под свою систему, тем самым, обеспечивая культурную преемственность на протяжении столетий. Причем, если в культовой части и произошли какие-то изменения, то в быту почти полностью оставались господствовать языческие мироощущения. Даже сейчас, когда десять тысячелетий сменили друг друга, люди (среди них и те, кто считает себя атеистами и православными!) не забывают, к примеру, задобрить домового, постучать по дереву, взяться за пуговицу при виде черного кота. И о таких суевериях можно говорить предостаточно…
Особое место в истории традиций российского социума занимает Петровская эпоха и последовавшая за ней эпоха Просвещения. Появилась законодательная система для перестройки и упорядочивания общественных отношений. Новые традиции, обряды приходили с запада вместе с Петровской модернизацией и изначально несли в себе латентный конфликт с древнерусской культурой. Вместо религиозно-мифологического ритуального комплекса просвещенная элита внедряет рационально-обоснованные, государственно-идеологические праздники.
В этом смысле, как нам представляется, систематические и упорные гонения большевиков на церковь в общем смысле не были чем-то новым для России… Идеологи нового режима занимались разработкой (а проще сказать «придумыванием») новых идеологических ритуалов и внедрением их в жизнь советского человека. Происходило коммунистическое воспитание молодёжи с целью передать новому поколению социалистические ценности, советский образ жизни, вызвать отвращение к предрассудкам и пережиткам прошлого. «На смену православным праздникам, ритуалам, традициям пришли военные парады и гражданские демонстрации, спортивные праздники и коммунистические субботники, политические митинги и партийные собрания, которые были частью тоталитарной машины, подчинявшей себе общество, заставлявшей его мыслить, действовать и чувствовать как единый организм. Поскольку новая атеистическая политика отменила традиционные религиозные праздники, ставка делалась на язычество и фольклор как подлинные проявления народной культуры: Новый год, Масленица, Иван Купала… Составлялись сценарии праздников, где основными критериями были: воспевание революции с массовыми шествиями и собраниями, массовые народные гуляния с играми и народными забавами. Массовость рассматривалась властью как одно из средств идейно-воспитательной работы, способ сближения, единения коллектива, общества». [4]
Таким образом, можно констатировать, была предпринята попытка упразднения одних традиций и введения других. И для достижения этой цели выбирались различные методы и средства: от репрессий до идеологического давления. Усилия властей достигли определенного результата. Бытовая культура русского населения к XX веку значительно трансформировалась. Многие из прошлых традиций стали лишь достоянием фольклорно-этнографических ансамблей.
Совсем иначе обстоит дело сейчас. Говоря о характере социокультурных трансформаций, переживаемых Россией на рубеже второго и третьего тысячелетий, одних поражает, возмущает или восхищает радикализм этих трансформаций. Другие полагают, что их вообще нет, а имеет место сохранение прошлого, откат к нему, хождение по кругу.
Между тем, уже к концу 80-х гг. XX в. начало происходить оживление интереса населения России к традиционности досоветского прошлого. Проявилось стремление народов отстоять, возродить и развить свои собственные культурные ценности, воплощенные в самобытных традициях. В самом деле, достаточно бросить беглый взгляд на идейную картину страны с начала 90-х гг, чтобы убедиться в этом. «Широкое распространение получили ностальгические настроения, касающиеся давнего и недавнего прошлого, рассказы, в которых нередко в розовом цвете изображается «Россия, которую мы потеряли» (название известного фильма Станислава Говорухина). На смену «человеку нуждающемуся» конца 80-х гг, «тревожному» - начала и середины 90-х, на рубеже 90-х – 2000гг. приходит человек «ностальгический».
Понятие «советский», еще недавно трактовавшееся уничижительно и презрительно как «совок» (советский человек), теперь (в отличие, кстати, от дореформенного советского периода 60-80-х гг) в интеллигентском и массовом сознании стало всё чаще восприниматься как явление в высшей степени положительное. Известный поп-певец Олег Газманов, который некогда участвовал в создании «Движения демократических реформ», выступившего против советской «административно-командной системы», уже в 2005г. выпустил диск с характерным самопрезентирующим названием-лейблом «Сделан в СССР»; в одной из песен он бодро констатирует: «Я рожден в советском Союзе, сделан я в СССР». В высшей степени символичным явился возврат к старому советскому гимну на музыку Б.А. Александрова и слова С.В. Михалкова. Сама фигура автора новых слов, много лет назад сочинившего текст гимна ещё сталинской эпохи, казалось, должна была символизировать идею возрождения или продолжения советского прошлого». [3]
Само слово «традиция», как и его производные, в сегодняшней России стало модным. Его постоянно используют политики, религиозные деятели и деятели культуры, публицисты и социальные ученые. Мы встречаем его в маркетинге и рекламе различных продуктов. Оно присутствует также в названиях различных фирм, банков и страховых компаний, например в таких, как «Русские финансовые традиции» (банк) или «Русские страховые традиции» (страховая компания).
Но следует отметить, не менее модно сейчас и слово «инновация». Причем оно все чаще используется не только применительно к научно-технологической сфере, как это было в России сравнительно недавно, но и в таких областях, как культурное производство, потребление, маркетинг и реклама.
Текущие преобразования российского общества остро обнажили проблему сочетания преемственности и инновации в развитии, сочетания воспроизводства и изменения социального и культурного порядков. И, как обнаруживается с течением времени, ключевая трудность текущей трансформации заключается именно в качественных характеристиках ее человеческого ресурса. Изменение культурных ценностных оснований жизненного мира населения является составной частью общей социальной трансформации как долговременного процесса. Причина того не ослабление традиционности, а изменение отношения людей к действительности.
И сегодня как нельзя актуальным является правильное отношение к традициям нашей страны. Чтобы их оценить, нужно использовать следующие критерии: ценностный, исторический, функциональной изменчивости, единства национального и интернационального.
Количество традиций, праздников растет у нас с каждым годом. С современных условиях очень важно, чтобы это количество перешло в более высокое качество. Идейно-нравственное содержание и форма традиций должны наиболее адекватно соответствовать сегодняшнему дню. Процесс формирования новых традиций неизбежен, но при этом они могут вырасти только на основе тех ценностей прошлого, которые сохранили своё значение и для новых поколений, т.е. прошедших межпоколенческую преемственность.
Список источников:
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 10-19
2. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев: «Штиинца», 1991. С. 7.
3. Гофман А.Б. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. С. 11.
4. Известия Уральского Государственного университета / Новый год как праздничный ритуал советской эпохи. [электронный ресурс] URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0076(01_$02-2010)&xsln=showArticle.xslt&id=a01&doc=../content.jsp (дата обращения 24.09.2010)
|