Моральные принципы в современном мире: аспекты трансформации и сохранения
Солодова В.А.
Истинный показатель цивилизации
- не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожая,
а облик человека, воспитываемого страной
Р.У. Эмерсон
Каждый день для современного человека ознаменовывается принятием множества решений, касающихся различных вопросов, как социально-бытового характера, так и профессионально-деловой направленности. В процессе принятия данных решений человек руководствуется, как правило, своим разумом и чувственным осознанием, интуицией. Нередко в ходе этого процесса перед человеком встает ряд простых вопросов, часто на уровне подсознания: как необходимо поступить в той или иной ситуации, что сам человек хочет сделать и как правильно поступить. Большое значение здесь имеют ценности и моральные принципы конкретного человека. Современное представление морали, уровень ее значимости сегодня – предмет исследований и дискуссий наших современников, проходящих в рамках постоянных споров о деморализации молодежи и общества в целом.
В общем понимании мораль – это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность [2]. Следует отметить, что понятие морали многогранно, его можно рассматривать, например, как этическую, социальную или философскую категорию. При этом понятие может носить личностный характер (субъективный) и общественный (объективный) характер. К источникам фундаментальных моральных принципов можно отнести Десять заповедей, несмотря на религиозный контекст, такие из заповедей как: уважать родителей, не красть, не убивать, не клеветать, не завидовать актуальными моральными основами на протяжении многих лет [3]. Персональные моральные принципы формируются на основе ценностных ориентаций, мировоззрения, личностных качеств каждого человека. Так, например, распространение ложной информации о ком-либо может рассматриваться по-разному: аморальным по мнению среднестатистического гражданина, но вполне приемлемым для журналиста какой-нибудь скандальной газеты, пытающегося таким образом заработать. Моральные принципы, как и все в нашем мире, подвержены изменениям с течением времени, но персональные и общественные моральные принципы меняются гораздо сильнее и быстрее, чем фундаментальные.
Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в свою очередь происходит под влиянием личностных принципов. Так с развитием капитализма в нашей стране довольно сильно изменилось представление о моральном облике руководителя. На смену образа честного, отзывчивого, героя-передовика производства пришел бизнесмен с хорошими связями и капиталом, способный вести двойную бухгалтерию, умело использовать, возможно, незаконные, но эффективные методы в процессе управления компанией и борьбы с конкурентами. При таком расположении вещей образ современного бизнесмена не вызывает отвращение у общественности, а принимается как один из аспектов нашей повседневности, ведет к переоценке ценностей, а как следствие и изменению общего представления о морали.
Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как-то прокормиться.
Другой пример – это хаос 90-х годов прошлого века, когда в России процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности. Если взять на рассмотрение понимание морали в отношении честности, то складывается довольно неоднозначная картина. В России честность всегда была понятием растяжимым. Стоит лишь вспомнить историю про Павлика Морозова, согласно идеологии советского времени он поступил честно и правильно, его даже ставили в пример школьникам, но сегодня мы считаем это предательством.
Человек, обокравший какого-нибудь крупного бизнесмена, «сколотившего состояние» в начале 90-х годов часто воспринимается сегодня с положительной стороны, нежели с отрицательной, приобретая таким образом статус своеобразного Робина Гуда. Возможно, как остаточное явление 90-х годов сегодня также актуальна такая фраза как «скажи мне, что ты несешь, и я скажу, где ты работаешь». В силу периодического переписывания нашей истории, смены идеологии, недосказанности властей и огромного количества засекреченной информации у российского народа стало развиваться хроническое недоверие, и как следствие – трансформация моральных принципов.
Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по-прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом [2].
Вернемся к одному из вопросов, перечислявшихся ранее – как правильно поступить. Совесть влияет на определение «правильного» с моральной точки зрения выбора, который носит субъективный характер. Чувство совести развито у людей неодинаково в силу разнообразия типов их характеров и психо- эмоциональной устойчивости. Чем острее у человека развито чувство совести, тем лучше будут соблюдаться им моральные принципы. Совесть – это тонкий чувственный механизм, являющийся причиной сохранения и источником морали.
Достаточно широко известна «готтентотская мораль», основанная на принципе: когда мой сосед побьёт меня, угонит мой скот, похитит мою жену – это плохо, а когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену – это хорошо [1]. К сожалению, подобная система морали, основанная лишь на материальном благополучии и по принципу «или ты их, или они тебя», отчасти актуальна и для современной России, особенно в условиях свободного рынка.
По такой логике лучше подстраховаться и нанести удар первым. Но, несмотря на трансформацию моральных принципов нашего общества, для нас они являются оптимальными по сравнению с принципами многих других стран.
Необходимо отметить, что моральная система каждого государства основана на собственном менталитете и моральных ценностях, поэтому мы не можем судить о ней с положительной или отрицательной стороны. Например, для российского народа остаются неприемлемыми кредитные отношения родителей и детей, практикуемых на западе. Также в мире существует практика диаметрально противоположных с точки зрения морали мнений в отношение таких вопросов как легализация легких наркотиков, возможность аборта, гомосексуализм, права женщины (мусульманские страны) и других.
Трансформация морали в современном обществе неизбежна, но ее полное исчезновение сегодня невозможно, потому что моральные ценности, хранимые сотни лет продолжают оставаться актуальными и по сей день, формируя положительный моральный облик нашего народа и страны в целом.
Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2006.
3. Десять заповедей. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_заповедей
|