Пятница, 27.12.2024, 06:35
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Развитие самоорганизации как одна из целей обучения менеджеров организации
    [ Скачать с сервера (67.0 Kb) ] 05.10.2010, 06:46
    Развитие самоорганизации как одна из целей обучения менеджеров организации.
    Киселёва А.Ю.

    В современном обществе человек не может быть успешен без осмысленного отношения к своей жизни, без сознательного её проектирования, наличия стратегии жизни. В нынешних условиях высшее образование и соответствующий диплом не гарантируют получения работы по избранной специальности и востребованности на динамично изменяющемся рынке труда, который предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста независимо от сферы деятельности. Неотъемлемыми его качествами должны быть не только профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполняемым обязанностям, но и умение спланировать и эффективно организовать свою работу, способность распределять рабочие нагрузки и управлять персональной деятельностью.

    Растущий интерес к явлениям социальной и индивидуальной самоорганизации стимулируется потребностями практики управления и самоуправления, успехами в развития теории самоорганизации.

    На современном этапе развития человечество достигло фантастической коммуникативной связанности, а темпы роста информационных возможностей превосходят любое воображение. Исследователи этих процессов справедливо замечают, что фактически все системы управления и самоуправления работают в условиях фатального отставания от требований ситуации. Всё это вместе с растущей сложностью организации качественного вузовского обучения и масштабностью социальных преобразований требуют радикального пересмотра неадекватных методов и принципов управления и самоуправления. 

    В настоящем докладе предполагается показать значение самоорганизации для студента-первокурсника, которую можно рассматривать как возможность ответа на возникающие проблемы и трудности, связанные с освоением, как учебной программы, так и адаптации к новой для него среде. Неадекватные ответы на вызовы внешней среды могут привести к негативным следствиям развития личности в целом.

    Развитие субъективности человека, и рост его автономности требуют пересмотра устоявшихся мировоззренческих установок, императивов поведения и привычных алгоритмов деятельности. В настоящее время всё, что препятствует росту и самовыражению воспринимается личностью очень болезненно. Отсюда в современном управлении решается сверхсложная задача, как организовать обучение, сочетающего целеустремленность, высокое качество образования, не ограничивающего при этом творческий дух, рождающиеся идеи, конструктивные деловые отношения в коллективе.

    Самоорганизация предполагает дополнить свои мировоззренческие убеждения и поведенческие установки новым содержанием. Необходимо исходить из того, что императив поведения формирующегося специалиста предполагает тот безусловный принцип поведения, который вместе с развитым интеллектом позволит человеку лучше адаптироваться к окружающему миру и глубже понять самого себя.

    Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении. Самоорганизацию связывают с изменениями жизненных стереотипов, отработкой необходимых умений для действий, сами действия и их контроль. К элементам самоорганизации относят время, планирование, дисциплину и самоконтроль. Психологи и педагоги выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция.

    По мнению А.Д. Ишкова, автора голографической модели самоорганизации, успешно обучающиеся студенты, имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Успеваемость успешно обучающихся студентов в большей степени определяется уровнем их самоорганизации, чем стилем межличностных отношений и уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности (1).

     На наш взгляд, самоорганизация – это показатель личной зрелости человека, интегрированная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека. Воплощается в осознаваемых особенностях воли и ин¬теллекта, мотивах поведения и реализуе¬тся в организации деятельности и поведе¬нии.

    Персональная самоорганизация обязательна при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий. Не случайно в некоторых вузах читается дисциплина «Персональный менеджмент», учебно - тренинговый курс «Основы самоорганизации» и «Техника личной работы». Целью выше перечисленных дисциплин и курса «Основы самоорганизации» является развитие компетенций студентов, необходимых для организации персональной деятельности. Компетенции такого рода предполагают формирование у студентов умения ставить перед собой цели, определять и привлекать необходимые ресурсы, планировать шаги по достижению результата и действовать по намеченному плану, учитывая реальные временные и прочие ограничения.

    Практические навыки самоорганизации относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой систематической работы, в связи с чем учебные курсы и дисциплины обеспечивают формирование первичных умений и навыков самоорганизации, закрепление и развитие которых необходимо продолжить в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

    Чтобы качественно подготовиться к успешной профессиональной деятельности за время обучения в вузе, студент, начиная с первого курса, должен сам формировать свою образовательную траекторию, целью которой является достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также реализация персональных интересов и проявление социальной активности. Для этого студентам необходимо владеть техниками организации и планирования самостоятельной деятельности и рационального распределения времени, необходимых для осуществления собственных планов. Именно этих базовых умений зачастую недостаёт выпускникам общеобразовательных школ для эффективного обучения в вузе.

    Формирование умений и начальных навыков студентов первого курса по организации персональной деятельности направлено на решение нескольких задач. Предполагается обучение студентов осознанно и целенаправленно выполнять действия, которые ориентируют на достижение результата в конкретной области социальной жизни человека, в частности, объективно оценивать ситуацию, возможности и ресурсы, принимать решение к действию. Важно научиться ставить цели и формулировать задачи, планировать действия и соотносить запланированные работы с реальными условиями их выполнения.

    Освоение техник рационального планирования направлено на формирование навыков делать осознанный выбор на основе установления приоритетности решаемых задач; производить приближённый расчёт временных затрат на выполнение намеченных действий и работ; устанавливать хронологическую последовательность реализации предполагаемых работ, учитывая рациональное распределение нагрузки и возможность привлечения необходимых ресурсов.

    Очень важно для студентов первого курса сформировать умения визуализировать и представлять результаты собственной деятельности. Речь идет о составлении конспекта сообщения, о разработке сценария ответа на семинаре, о культуре общения с аудиторией, о разработке презентационных мероприятий и проведении презентации своей работы перед аудиторией. Не менее важно научиться визуализировать составленный календарный план работ с помощью графических средств. 

    Освоение практических умений и навыков самоорганизации должно сопровождаться формированием знаний и представлений о способах организации успешной деятельности в различных областях жизни человека. Студентов, будущих менеджеров, несомненно, заинтересуют проблемы, связанные с различными сторонами социальной жизни и профессиональной деятельности. При каких условиях достигается успех и каковы качества успешного человека, о возможностях выбора и ответственности за последствия совершенного выбора, о способах самомотивации и её роли в достижении желаемого результата.

    Существует необходимость в получении знаний об элементах процесса планирования шагов по осуществлению целенаправленной деятельности. Эти знания помогут выявлять и анализировать внешние и внутренние значимые условия достижения желаемого положения дел (анализ ситуации). Важно научиться формулировать, принимать и удерживать осознанную цель, определять задачи, сообразные цели (целеполагание); разрабатывать комплекс действий по достижению определенного результата (основные правила и принципы планирования); определять возможности и ресурсы, а также условия их использования для успешного решения запланированных задач (выделение и привлечение ресурсов). 

    Студентов первого курса можно ориентировать на обширную практическую областью знаний, связанную с использованием различных методов тайм-менеджмента и самоменеджмента, побудить их к дальнейшему самостоятельному освоению этой области и применению полученных знаний и умений в повседневной работе.

    Учебная деятельность студентов первого курса в качестве приоритетного включает в себя формирование навыков исследователя. Исследовательская деятельность студента влияет на развитие многих умений, способностей и качеств личности. Ответим на вопрос о том, какие из них прежде всего поддаются влиянию. У студента, занимающегося исследованиями, прежде всего повышается уровень самоорганизации, вследствие чего он более осознанно подходит к освоению своей специальности.

    В процессе осознания проблемы исследователю приходится формулировать вопрос, ответ на который он хотел бы получить. Исследование невозможно осуществить без постановки общей цели, цели каждого этапа, например эксперимента, выбора методов. Обязательным требованием является определение актуальности исследования. Выполняя каждое из перечисленных действий, человек совершает целеполагание.

    В ходе исследовательской работы приходится, анализировать и структурировать добываемую информацию, выделять главное и второстепенное. Исследователь выделяет условия достижения цели: вырабатывает гипотезу; оценивает возможности решения проблемы с помощью имеющихся знаний, собственные возможности; осваивает, при необходимости создает, средства и методы исследования. Это способствует освоению умения разрабатывать реалистичные программы действий и характеризует анализ ситуации.

    Исследовательская деятельность студентов относительно продолжительна во времени. Первокурснику необходимо выделять специальное время на проведение исследования, самостоятельно планировать время работы, составлять план своих действий, определять сроки их выполнения, распределять приоритеты в деятельности. Выполняя данные действия, он учится разрабатывать развернутые модели своей деятельности, а не двигаться путем проб и ошибок. Таким образом, молодой исследователь совершенствует и развивает умение планировать свою жизнедеятельность.

    Такой компонент самоорганизации как самоконтроль совершенствуется при осуществлении текущего контроля и оценки студентом своих действий на каждом этапе исследования, в особенности при сопоставлении полученных результатов с известными знаниями; проверке точности использования логических приемов и корректности применения методов; во время критической оценки результатов и выступления на научных соревнованиях.

    Невозможно решить поставленную исследовательскую задачу без сосредоточения на поставленной цели и воплощении запланированного в жизнь. Эти действия молодого исследователя влияют на способность к регулированию своей деятельности и реализации планов, т. е. на развитие волевой регуляции. Кроме того, тренировка данного компонента происходит во время выступления на научных соревнованиях разного уровня.

    Заранее спланировать всю деятельность и осуществить ее в соответствии с однажды намеченным планом студенту вряд ли реально. В ходе работы приходится корректировать планы, вносить изменения. Начинающему исследователю приходится проверять правильность определений и суждений, используемых в исследовании; оценивать результаты исследования; обсуждать полученные результаты; строго их формулировать. Совершая эти действия, студент развивает способность менять свое поведение в изменяющейся ситуации, своевременно вносить коррективы в деятельность, то есть развивает способность к коррекции.

    Таким образом, в ходе выполнения исследования человек выполняет все те действия, которые выделены как функциональные компоненты самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Данный факт позволяет сделать вывод, что исследовательская деятельность студентов способствует повышению уровня самоорганизации.

    Студенты - первокурсники получили от ИСН в подарок Ежедневник студента, который имеет знаковое значение. Возможно, кто-то из студентов на него не обратил внимание. Но кто-то задумался, что от первокурсника ждут системности, дисциплинированности и самостоятельности в работе. Без самоорганизации личности невозможно реализовать эти ожидания.

    Ежедневная работа по самопланированию может стать обязательной практикой сегодня для студента, завтра для специалиста. Замысел создателей Ежедневника понятен. Они стремились сформулировать направления организации личной работы студента, основанные на принципах научной организации интеллектуального труда. 

    Можно предположить, что адаптация к учебе и общественной жизни института пройдет намного быстрее и эффективнее, если студент первого курса сумеет так организовать свою деятельность, чтобы проявить максимум усилий по организации себя, своего времени и своих действий. Возможны сомнения в том, что творческое развитие личности поддается планированию. Творческие импульсы возникают неожиданно, спонтанно. Но творческие порывы не возникают на голом месте, они готовятся долгой, упорной, порой рутинной работой. 

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Бабинцев, В.П., Реутов, Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. – 2010. - № 1. – С. 109 – 115.
    2. Ишков, А. Д. Голографическая модель процесса самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: Материалы научной конференции 23-25 апреля 2002 г. / Под ред. П.Д. Шабанова, О.В. Защиринской. – СПБ.: СПбГУ, 2003.
    3. Общество как система: самоорганизация, управление, менеджмент (социально-философские и экономические вопросы) / Под ред. М.Б. Садыкова, М.Д. Щелкунова и др. – Казань, 1995. – 98 с.
    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 6680 | Загрузок: 549 | Рейтинг: 0.0/0