Социальная память в трансформирующемся обществе.
Кокорышкина А.А.
Социальная память – это универсальный феномен, изменяющийся в соответствии с изменением самого общества. Современный мир, с его процессами глобализации и расширением информационного пространства, оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на глубинные – такие, как социальная память.
По словам Жана Бодрийяра это вызывает в человеке тревожно-любопытную тягу к своим корням, которая скрыта в глубоко подсознании человека и может проявлять себя в ценностно-смысловом акте прошлого в настоящем. Именно в этот момент содержание социальной памяти может вызвать интерес как объект изучения тех или иных поступков человека.
Проблематизация бытия социальной памяти с необходимостью приводит к вопросу о границах и возможностях познания и адекватного понимания ее содержания.
Само содержание социальной памяти можно свести в два слоя:
• социальное бессознательное – генетически наследуемые социальные инстинкты;
• культурное наследие – неопредмеченная часть (язык, знания, умения, обычаи и пр.) и опредмеченная часть (в виде артефактов культуры и освоенной обществом природы: пашни, полезные ископаемые и т.п.).
Актуальность исследования социальной памяти в современном обществе определяется все более возрастающей ее ролью в коммуникации. Именно социальная память, с принудительной необходимостью возникающая в коммуникации, позволяет всем субъектам, активно участвующим в данном процессе, находится в общем поле взаимодействия, что значительно усиливает возможности общения. Если же социальную память рассматривать, как движение смыслов в социальном времени, то именно однозначное (но не полностью тождественное) понимание смыслов, составляющих ее содержание, будет способствовать установлению понимания между участниками коммуникативного процесса.
К числу работ, посвященных изучению психологических основ памяти относятся труды С.Л. Рубинштейна, П.И. и Т.П. Зинченко, А.А. Смирнова; Р. Клацки, Г. Эббингауза, 3. Шмидта (S. Schmidt), Ф. Варела (F. Varela) и др. Исследование социальной памяти в рамках информационного подхода в работах А.И. Ракитова, Я.К. Ребане, М.А. Розова, В.А. Колеватова, К. Юттне-ра (К. Jiittner), Шмидта 3. (Schmidt S. J.) позволило поставить проблему изучения объема социальной памяти, для реализации которой были использована работа А.К. Сухотина о критериях емкости знания и исследования В. Ингве о «глубине запоминания знания». В настоящее время является бесспорным тезис о том, что культура, выступая как универсальный способ создания, передачи и воссоздания ценностно-смысловой составляющей нуждается в социальной памяти, как своеобразной направляющей, способной придать значимость фактам настоящего, восстановить истинную ценность событий прошлого и предвосхитить (предугадать?) значимость будущего.
В традиционных обществах феномен социальной памяти формировался как нечто ритуализированное и коллективное, тем самым сохраняя традиционный способ человека бытия человека и общества. Однако отличительной особенностью традиционных обществ является то, что социальная жизнь зависит от религиозных и мифологических представлений, авторитете духовного лидера.
Своеобразная же размытость понимания социальных норм современного общества привели к необходимости иного подхода к феноменам социальной памяти, в которых они фиксируются. Таким образом, проблема самоидентификации человека и человечества в целом, приобретает все возрастающую связь с бытием, которое не может существовать вне социальной памяти, находящейся в теснейшей диалектической связи с сознанием.
Из всего вышесказанного можно выделить один из главных примечательных фактов человеческого бытия – ничей авторитет и никакая власть не в силах сделать из актуальной новации, традицию, либо же отменить какой-либо устоявшийся обычай. Принудительная сила закона также не в состоянии зафиксировать в умах людей стереотип поведения – это в состоянии сделать только сами люди. Причём традиций «выращиваются» в обществе сами собой с течением времени, превращаясь иногда в непобедимую тягу поступить так, а не иначе.
Практическая и социокультурная значимость исследования социальной памяти в нашем стремительно изменяющемся обществе ориентирована на раскрытие содержания бытия социальной памяти, которое способно с одной стороны, стать ключевым моментом консолидации социума на основе понимания и адекватной интерпретации проблемного ценностно-смыслового поля социальной памяти. С другой стороны, само понимание содержания социальной памяти как субъективного наполнения внутреннего мира, позволяет стать основанием формирования толерантного отношения к миропониманию, способствовать установлению диалога между носителями - разной по форме и содержанию социальной памяти. Являясь фундаментальным элементом различных социальных связей, социальная память оказывает влияние на развитие человека и коллектива. Формируя социальную типологию личности и социальных групп через их взаимодействие, она оказывает подчас решающее влияние на различные социальные феномены коллективности: семью, нацию, этнос, народ и т.д.
Наконец, актуальность исследования социальной памяти оправдывается современным кризисным состоянием общества, в котором очевиден разрыв вековых связей, отрыв от своих корней, забвение традиционных ценностей. Кризис современной культуры так или иначе заставляет обращаться к социально-историческому опыту, транслятором которого выступает социальная память. Всё это представляет тему социальной памяти актуальной не только в теоретическом плане, но и злободневной в чисто практическом аспекте.
Как элемент социальной реальности, социальная память тесно связана с индивидами, которые эту реальность образуют. Человек обладает такой памятью, которая является результатом общения и его коммуникативной деятельности, позволяя ему жить совместно с другими людьми. С одной стороны, человек формирует и организовывает жизнь в индивидуальном пространстве, а с другой стороны, он ощущает на себе постоянное влияние общества. Следовательно, рассматривая социальные явления, нужно помнить, что различные элементы любого социального явления представлены и в индивидуальном бытии.
Также нельзя не заметить связь между явлением социальной памяти и исторической наукой. Социальная память в своём двухслойном проявлении (опредмеченная и неопредмеченная) есть объект истории, а смысл прошлого – её предмет. И осмысление прошлого любого народа невозможно без понимания их поступков (т.е. чем был обусловлен тот или иной исход ситуации?).
Современность диктует нам сегодня свои правила и законы жизни, пытается стереть наши культурные, этнические, иные границы. Однако же на этом фоне наблюдается возрастание интереса к «изначальному», тому, что у нас пытается отобрать глобализация.
На мой взгляд, человечество, пока оно способно думать, никогда не станет одинаково мыслящим, бесцветным организмом. И это разнообразие красок всех народностей мира есть вещь также необходимая для самого существования каждого в отдельности и всего человечества, в целом.
|