Социокультурная трансформация мировоззрения мигрантов.*
Полюшкевич О.А.
Неоспоримым является тот факт, что миграция населения была всегда: начиная от древних царств, заканчивая современностью. Благодаря ей развивались, изменялись, расширялись и гибли целые цивилизации. Искоренить процессы миграции невозможно, да и не нужно. Человек, группа или целый народ может и должен желать лучшей жизни для себя, своих детей и внуков. Это желание также устойчиво и естественно как и сама жизнь.
С миграцией населения меняется культура той территории, на которую перемещаются, меняется мировоззрение и мигрантов и коренного население. Эти изменения носят двоякий характер: с одной стороны, новые люди обогащают, расширяют культурные традиции и знания, информированность и толерантность, с другой стороны, мигранты могут подавить традиционную культуру развитую на данной территории, заменить своей и т.д. Это происходит потому, что перебираясь на новое место, у людей стоит задача - выжить, адаптироваться к новым условиям, освоиться на новом месте. Поэтому, они и активно встраиваются в ту систему в которой оказались целенаправленно или по воле случая. Мировоззрение народа как раз отражает подобные сдвиги в сознании - когда идеи, идеалы, мифы и нормы народа служат для того чтобы обеспечить ему выживание на новой территории.
Эти изменения могут иметь как позитивные последствия для народа, так и негативные. С одной стороны, мигранты - люди "желающие", это своего рода пассионарии (термин Н. Гумилева), местное население - это в большей степени инертные и пассивные люди - они имеют даже больше того, к чему стремятся вновь прибывшие, поэтому и теряют возможности и способы занимать ниши мигрантов. Мигранты ищут способ выжить, не важно при этом, сколько сил и энергии уйдет и какую цену они получат, а местное население ищет способ больше заработать и минимум потратить. Разные условия и установки - определяют разный результат.
Слияния происходят медленно, не за одно столетие. Даже теория "плавильного котла" основанная американскими учеными не получила подтверждения, сегодня доминируют идеи "пирога" и "венигрета" культур, т.к. и мигранты и местное население сохраняет свою культуру. При внешней схожести и однородности - внутри масса отличий. Можно забыть свой язык, но национальная кухня, религия остаются - это память тела, это память духа. Сказки детям, по вечерам, читаются на родном языке, даже если на улице говорят на языке той страны, в которую приехали.
С другой стороны, есть примеры миграции населения, результатом которой стала утеря письменности (миграция якутов с территории юга Восточной Сибири на территорию нынешней Якутии). Лишь в легендах этого народа сохранились метафорические образы и символическая потеря души (письменности). Историки, этнографы, лингвисты подтверждают этот факт, - когда данный народ обитал в более южных территориях - то уклад жизни был иной, вели иное хозяйство, обряды были иными и была письменность. После вытеснения их бурятскими и монгольскими племенами в более северные территории - не только виды хозяйства, способы охоты пришлось изменить для выживания народа, но и позабыть письменность, т.к. в новых условиях она не могла воспроизводится в том виде. Язык, тем более письменный, жив до тех пор, пока им пользуются. Если о нем забывают - то постепенно его утрачивают.
Таким образом, эти две тенденции говорят об одной причине происходящих явлений. Суть ее в изменении мировоззрения народа. Мировоззрение народа – это созданный им храм, где каждая деталь оттачивалась в процессе исторического восхождения, где все создано в богатейшей палитре страданий, триумфов и труда. Мировоззрение складывается благодаря географическому положению, территории проживания народа, языку, климате, Божественному или духовному провидению и т.д.
Неразрешимый вопрос, почему по всему миру евреи остаются евреями, цыгане - цыганами, русские - русскими. Ответ стоит искать в мировоззрении, национальной идее - лежащей где-то глубоко в подсознании и выплывающей наружу в определенных моментах (точках выбора, кризисных или критических ситуациях или же наоборот, в бытовой жизни: в еде, одежде, отдыхе и т.д.).
Какие изменения происходят в сознании мигрантов на новом месте, что меняется само социокультурное пространство территории? Ответы просты и сложны одновременно.
Люди решают вопросы "о сущем" - что значит существовать и быть действительным или реальным. На новом месте, ответ сводится к адаптации и физическому выживанию, заниманию пустых или формированию новых ниш и сфер деятельности. В каждой стране разные нации могут адаптироваться под любые условия. В России нет украинских автосервисов, а в Португалии есть. Уборкой квартир, домов и офисных помещений занимаются исключительно украинки, серьезно потеснив бразильянок (соглашаясь работать за меньшие деньги), в России данные услуги не имеют четко выраженной национальной окраски. Благодаря своей деятельности (не всегда социально престижной, но приносящей доходы) люди снимают, а потом покупают свое жилье, приобретают другие социальные маркеры успеха (машину, бытовую технику, одежду) они начинают себя ощущать "реальными" - реально преуспевшими в жизни, реально что-то добившиеся своим трудом и т.д.
Вопросы "о должном" (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать). Ценностью является желание закрепления на новой территории, получение хотя бы минимальных гарантий в завтрашнем дне. Это пособия, гражданство, работа, медицинские и образовательные услуги. Получение гарантий от государства может происходить по разному, к примеру, в той же Португалии, основной способ получения большего пособия - это рождение детей (чем больше детей, тем больше пособие: 1 ребенок 30 евро в месяц, 3 ребенка - 600 евро в месяц (выплачивается до 21 года). Этим способом в основном пользуются украинцы и цыгане. Если бы не они, количество жителей в Португалии уже давно бы регулярно сокращалось. Между тем с 2002 по 2009 год их стало больше на целых 340 тысяч. 94 процента прироста получены за счет приезжих [1]. Демографы, правда, предупреждают, что повышенная рождаемость характерна только для иммигрантов в первом поколении. Их дети и внуки, прижившись, в психологическом плане уже ничем не будут отличаться от аборигенов, плодовитостью не страдающих. Мигранты полагают, что стремиться стоит к улучшению жизни своих детей, чтобы они в чужой стране были "своими". Становясь "своими" они во многом меняют исконную культуру - где-то забывая, где-то адаптируя, но в целом, изменяя то, что несли их отцы.
Вопросы о "реализации должного в сущем" (каким образом, какими путями можно достичь должного, т.е., как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями). Примеры уже были приведены выше, можно лишь уточнить, что на новой территории, люди мыслят иными категориями и для них становятся ценны совсем иные вещи. Например, в Украине, женщина с высшим образованием в 9 случаев из 10 не пойдет убирать квартиры, тогда как в Португалии или Испании - в 9 случаев из 10 будет это делать. Или же мужчина с высшим образованием в России, Украине, Молдавии не пойдет работать слесарем, чинить машины или подстригать газоны (хотя как хобби или обязанность работы на даче может с легкостью это делать), в новой стране - хобби зачастую становится основным источником доходов. Общеизвестный факт, русские мужчины востребованы за границей именно в сфере технического обслуживания (в гостиницах, ресторанах, кафе), потому что могут все прибить, прикрутить, починить, заменить, а по части знания машин - им нет равных (поскольку хобби в России и наверное, на большей части постсоветского пространства, отличались от "классических" видов хобби заграничных мужчин (рисование акварелью, собирание конструкторов и т.д.) [2]. И они используют данный вид хобби как источник заработка, а в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили и др.) целые сферы бизнеса в области автосервиса заняты выходцами из России. Эти процессы происходят, потому что меняются социальные рамки, меняются возможности, меняются оценки успеха и престижности, и тем самым, переосмысливаются не только способы, но и формы зарабатывания денег, отношения к близким, отношения к дому на Родине и в новой стране. Эти изменения происходят потому, что либо ты адаптируешься в новой системе, либо она тебя выбросит (буквально или образно) из группы тех, кто чего-то в ней добивается.
Помимо этого, происходит формирование ниш занятости целых наций: китайцев и кавказцев в России; бразильцев, украинцев и молдаван в Португалии; китайцев и мексиканцев в США, что в конечном счете, приводит к изменению социокультурного пространства. Люди начинают желать, уметь и стремиться к новым вещам, новым целям и возможностям. Системы образования и здравоохранения, экономики и страхования вынуждены учитывать национальные, культурные, религиозные особенности.
Но не стоит думать, что приезжие только подстраиваются под имеющуюся культуру, они ее и сами изменяют. Это особенно ярко видно в бытовом плане. Наплыв украинцев в Португалию происходил с 1998 по 2007 годы - за это время в Португалии по сути произошла сексуальная революция. По статистике в 8 раз увеличилось число разводов и повторных браков, как правило с представительницами Украины у местных мужчин. У португалок процент повторного замужества вдвое ниже. Но, зато активное неприятие украинок в обыденном, бытовом общении выражается очень активно.
Португалия, страна активно принимающая мигрантов из Бразилии, Гвинеи-Бисау, Кабо-Берне, Анголы, Мозамбика и других бывших колоний. Но мигранты из этих стран не составляют серьезную конкуренцию ни на рынке труда (образование, эрудиция, культурный уровень - значительно ниже, чем у местного населения), к тому же, они не конкурируют в личных отношениях, тогда как выходцы из стран Восточной Европы и СНГ - во многом занимают более привлекательные позиции (не только в рабочей сфере, но и в личной жизни - отбивая партнеров или женихов), что не может формировать к ним позитивного отношения. Украинки принесли с собой новое восприятие красоты, а вместе с тем и формы и способов одежды (через подчеркивание разных частей тела), косметику и парфюмерию (хотя последним, по опросам социологов, до сих пор пользуются только более состоятельные представительницы коренного населения Португалии). Таким образом, на бытовом уровне изменилось социокультурное восприятие личных отношений, отношений к труду, способов и возможностей зарабатывать. Это все привело к трансформации мировоззрения не только самих мигрантов, но и местного населения.
Существует еще один аспект данного вопроса. Когда мигранты перестают быть мигрантами, когда их количество переходит в качество. Например, ситуация в современном Израиле, начиная с 1989 по 2005 годы наблюдался большой поток мигрантов из стран СНГ (более миллиона, а для шестимиллионной страны это не мало), что привело к тому, что 70% населения страны говорит на русском языке (во всяком случае хорошо его понимают). При этом, многие исторически связаны еще с царской Россией, миграции русских в Палестину начались еще в конце XIX века. Но последние волны миграции "русских евреев" существенно изменили облик страны.
В Израиле мигранты из России занимали и занимают видные посты: Натан Щаранский, советский диссидент, бывший министр израильского правительства, депутат кнессета или нынешний министр по туризму Стас Мисежников - также жил в России до 1982 года. В 1996 году "русская" партия "Исраэль ба-Алия" практически ворвалась в парламент, изрядно напугав израильский истеблишмент. Но затем она раскололась на три части и потеряла все свое влияние. Сегодня на уровне муниципалитетов более 50% занимают русскоговорящие жители Израиля. Именно в этой среде формируется новая русско-израильская элита. В ее составе больше людей молодых, для которых зачастую русский только один из родных языков. Эти люди уже изменили социокультурный облик страны.
В Израиле русские мигранты перестали быть чужими, они стали там своими. Подобная ситуация может произойти в Греции и Италии, куда миграция русских происходит примерно в тех же пропорциях и местные власти бьют тревогу. Кстати, миграция украинцев в Португалию происходит в тех же пропорциях (более двух миллионов на чуть более десятимиллионную Португалию - это по официальным данным, неофициальный въезд в 3-4 раза выше) [1].
Если говорить более научно, то указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий. Познавательная предоставляет возможность опыта новых ролей, сфер деятельности, реализации себя, в узнавании можно- нельзя. Ценностная определяет на индивидуальном и/или групповом уровне что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Программно-поведенческая формирует схему поведения, нормы и возможности реальных действий в конкретных ситуациях. Поэтому, мировоззрение мигрантов на новой территории всегда меняется, вопрос - в какую сторону и как это использовать в дальнейшем развитии.
_______________________________________ * The study was performed at the University of Algarve, in the program Erasmus Mundus, 2010
Список литературы
1. Estatísticas Socials Republic Portugal. Coleção de relatórios e tabelas // Электронный диск. - 2010. - 32(17-12).
2. Хобби европейцев // Дайджест Вью. - 2009. - №16 (34).
|