Современная культура как мир символов: идолы и боги. Мясникова М.Л.
Жизнь человека наполнена символами. Можно сказать, что современные люди живут в особой, символической реальности, «вторичном» мире. Жизнь все больше начинает напоминать симулякр. Разумеется, существование вне символов для человека невозможно, потому что это означает существование вне культуры. Но является ли положительным явлением господство симулякров?
К сожалению, некоторые символы начинают занимать все больше места в социальном пространстве и играть все большую роль в обществе. Так, увлеченность людей некоторыми идеями, положениями, то есть всем тем, что включает в себя символ, порождает идолов. Идол и символ – стороны одной медали. Идол привлекателен в той степени, в которой он символизирует, олицетворяет что-либо для человека. Идолы всегда вызывают эмоции, воздействуют на бессознательное. К примеру, современные поп-идолы настолько популярны среди молодежи потому, что символизируют успех, благополучие, гламурную жизнь без проблем. Поклоняясь идолам, человек ощущает свою причастность к определенному явлению, которое данный идол презентует.
У каждого «племени» есть свой идол – различные категории людей стремятся к разным идеалам. Идол показывает человеку то, что он хочет, к чему он стремится.
Почему же идолы не боги? Прежде всего, стремление к богу – это дорога к самосовершенствованию, стремление же к идолу – попытка замещения этого стремления, жизнь в симулякре, иллюзорное удовлетворение потребности. Именно поэтому так эффективна современная реклама, позволяющая человеку жить в мире символов.
Глобализация привела за собой создание единого символического пространства. Мир сузился до Нового Вавилона. Современный Вавилон же смешал всех идолов. Чужие позаимствованные боги также превратились в «раскрашенные деревяшки». Бессмысленное копирование чужих стандартов поведения, норм без изменения мировоззрения приводит максимум к смене стереотипов. Так, перенесение западных образцов и стандартов (демократии, рыночной экономики, свободы слова) в Россию привело к созданию культа денег, манипуляции на выборах, неэффективных для большинства граждан экономических условий; СМИ, гоняющихся за сенсациями, выплескивающих на страницы все самое отвратительное, что есть в людях.
Чужой бог стал идолом, а идолы всегда требуют человеческих жертв. Что западные идолы потребовали от нас? Можно сказать, их жрецы, создатели перестройки принесли обильное жертвоприношение – нищающее население, не способное выживать в подобных условиях, разруху, депрессию.
Поклонение идолу всегда легче, чем богу. Вера в бога предполагает подвижничество, идол не требует от человека бороться со своей природой, исправлять такие свойства характера, как лживость, жестокость, глупость. Бесцельная жизнь поклонения – вот чего хотят идолы. Американские боги требовали от американцев следование протестантским моральным нормам, трудовой жизни. Но как только труд как способ поклонения богу сменился трудом ради наживы – Бог умер. Бог умер и убили его люди. В Вавилоне современности нет богов – есть только идолы и толпа.
Русский идол денег не требует даже труда – деньги представляют ценность сами по себе. Труд же не только не нужен, но и вызывает негативные эмоции – нежелание работать и презрение к честному способу заработать. Именно идол денег в девяностые годы породил своих жрецов: реформаторов-монитористов, бандитов, «приватизаторов», строителей храмов – «финансовых пирамид».
Когда Бог разрушил Вавилонскую Башню, то он лишил людей языка, и они перестали понимать друг друга. Сегодня люди тоже могут говорить на одном языке, но слова их при этом имеют совершенно разный смысл. Так, по мнению Ролана Барта, язык – одно из главных средств создания мифов, орудий манипуляции.
Идолы нуждаются в мифологии – своеобразном PR. Например, распространение мифов о рыночной экономике, человеке экономическом возвышает главного идола современности – культ денег.
Мифология убивает в человеке рациональное сознание, сознание становится «мозаичным» - то есть человеком легко манипулировать.
Идолы нуждаются в поклонении, они живут, пока люди верят в них. Они идут на все, чтобы не потерять свою «паству» - идолы манипулирует массой.
Что привело к власти идолов? Распространение «одномерного человека», атомизация общества? Толпа, масса – вот способ существования людей сегодня. Толпа требует зрелищ и крови, жаждет поклоняться чему-либо – толпа ждет своего идола.
Г. Дебор в своей работе «Общество спектакля» пишет, что современный человек существует в мире спектакля, где основная масса – зрители, единицы же режиссеры. На самом деле, современное общество напоминает скорее мистерию – мы сами подкладываем дрова в костер. Фальш проглядывает через иллюзии символов, но люди не хотят замечать ее и не замечают. Люди носят маски как в маскараде – и судят других по этим маскам. Наклеивание ярлыков, упрощение сложных явлений – еще одно следствие мозаичного мировоззрения. Именно нежелание заглянуть под маску упрощает манипуляцию.
Проблема в том, что мы сами создаем идолов. Вера способна конструировать реальность. Впервые заметили данный факт антропологи, показав феномен «проклятья» в первобытных обществах. Ведь человек, верящий в то, что его прокляли, может умереть.
Создание симулякров – также своеобразное конструирование реальности. Так, Бодрийяр писал о мифологизации войны в Заливе. Мифологизация какого-либо события выводит его из течения времени, история уходит, остается миф.
Ролан Барт писал о создании современных мифов. Но авторы его мифов, буржуа, не только используют их как орудие, но и сами верят в них. Следовательно, мифы – не только политическое оружие, но и паттерны поведения. «Режиссеры» спектаклей созидают идолов и сами начинают им поклоняться. Такая ситуация напоминает жизнь Древнего Рима – мира множества богов и мифов. Но можно ли всерьез жить в спектакле? Да, но только тогда, когда ты веришь в него.
Создание мифологии всегда направлено на что-либо, имеет свою цель. Но какую бы цель не ставили перед собой создатели мифов - они всегда создают идолов.
В этом состоит еще одно отличие идолов от Богов. Вначале всегда Бог. И лишь потом слово. Деяния и поступки Бога предшествуют мифу о нем, моральные нормы и запреты появляются прежде их обоснования в мифе. Вера в Бога требует подвижничества, самоограничения.
Идолы же всегда возникают после «слова», они суть его порождения. Бог создает границы, свобода верующего, прежде всего, свободы для чего-либо. Идолы стирают границы, возвещая: «Можно все». Их свобода – свобода от – и чаще всего свобода от моральных норм.
Можно сказать, что каждый народ имеет своих богов, толпа же не способна услышать бога, так как она переменчива, вызывает самые низменные эмоции и страсти. Толпа предпочитает слушать демагогов и лжепророков. Сегодня же все громче говорят о неоязычестве, неокочевниках, власти толпы, когда толпа способна находится в разных частях света и для того, чтобы принадлежать к ней не обязательно находится рядом в реальности, достаточно быть вместе в символическом пространстве, то есть достаточно просто смотреть одни передачи по телевизору.
Идолы ревнивы – в Вавилоне нет такого понятия, как «свобода совести» - кто не с нами, тот против нас. Кто не за демократию – тот за диктатуру. Врагам приклеивают ярлыки. Первое же правило войны – навязать противнику позицию, удобную тебе. Веру в идолов не надо распространять «огнем и мечом» - достаточно иметь телевизор. И сегодня большинство поклоняются идолам, в храме которых играет Pax Amerikana.
|