Понедельник, 25.11.2024, 06:02
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Доклады конференции 2010 [41]
Друзья сайта
  • Институт социальных наук Иркутского государственного университета
  • Интернет-портал "Феноменология социальных трансформаций"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Тексты докладов

    Главная » Файлы » Доклады конференции 2010

    Становление общества потребления в России: предпосылки и последствия
    [ Скачать с сервера (47.5 Kb) ] 05.10.2010, 11:07
    Становление общества потребления в России: предпосылки и последствия
    Шувалов Э.С.
     
    С полной уверенностью можно сказать, что потребляло общество всегда. Исторически сложилось так, что человек нуждался в потреблении для обеспечения относительного высокого уровня собственной комфортности. Под последним автором понимается совокупность условий в определенном историческом периоде, обусловленная экономическим этапом развития того или иного общества.

    Совокупность эта менялась и расширялась по мере развития технологий, смене экономических и политических режимов, трансформации разбиения общества на группы и классы. Особенно ярко проявилась смена манеры потребления при переходе нашей страны от административно-командной экономики социалистического общества СССР к демократии и рыночной экономике сегодняшней России. В данной работе автор хотел бы рассмотреть, что послужило предпосылками для стремительного и болезненного перехода страны к обществу потребления, а также, каковы последствия такого перехода в обществе на данный момент.

    Homo soveticus были воспитаны в условиях дефицита товаров народного потребления, что было вызвано ориентацией экономики на тяжелую промышленность. Отсутствие полноценного рынка товаров и услуг, дифференциация цен, использование талонов формировали в советском гражданине стремление к накоплению, долгосрочным приобретениям, инвестированию в завтрашний день и следующие накопления. Ситуация, когда наши бабушки и дедушки, преисполненные гордости, дарят в качестве «приданого» припасенные одеяла или столовые наборы, знакомы каждому. Дефицит, в некоторой степени поощрявшийся государством, требовал бережного отношения ко всем потребляемым вещам. Основной статьей потребления было обеспечение домашнего уюта.

    Восстановление экономики после войны, доступ советских граждан к западным образцам поведения обычного человека дал старт формированию новой манеры потребления. Автор не считает приемлемым классифицировать это процесс как культуру потребления, данный вопрос будет рассмотрен ниже. Управленцы стремились к оформлению у советского человека вкуса - простого, умеренного и целесообразного [2]. В такой формулировке отражается парадокс СССР в 1960-х годах. Руководители государства четко осознавали постепенный приход в страну западного типа мышления и потребления, но стремились всячески его ограничить и сбалансировать. Стиляги, субкультура которых подробно рассматривается в современной социологии и культурологии, были восприняты «наверху» крайне агрессивно, так как вносили некое разложение в общество равных, похожих друг на друга людей. Яркое, показушное принятие американских идеалов никоим образом не вписывалось в советскую доктрину.

    Постепенно советское общество перешло к этапу «развеществления», а затем и «потребительства». Вещи как объекты желания и основы формирования личностного комфорта то вытеснялись из общей идеологии, то возвращались на место. Переломным моментом стал перестроечный период и переход России к рыночной экономике.

    Западный образец потребления, в котором практически вся жизнь проходит «в кредит», моральное устаревание вещи наступает в несколько раз быстрее физического, а потребление становится демонстративным и ярко выраженным. На российский рынок хлынули западные глянцевые журналы, открытые в стране по франшизе и всячески пропагандирующие красивую жизнь. В определенный момент, а именно в кризисные годы конца второго тысячелетия, страна находилась в таком тяжелом (как экономически, так и морально) состоянии, что о западной манере потребления не могло идти и речи. Утопия считать, что именно в тот момент наше общество могло осознать все последствия перехода к такому типу отношения к вещам. Но «легкие» деньги, наводнившие экономику страны после выхода из кризиса и возросшего до невообразимых высот интереса мира к нефти, значительно повысило уровень жизни как нефтяных магнатов, так и простых граждан. Вот им-то и был предоставлен широчайший диапазон возможностей для покупки совершенно любой желаемой вещи [3].

    Именно в этом месте автору кажется целесообразным обозначить, что же стало в итоге предпосылками формирования того общества потребления, которые мы имеем сейчас.
    1. Дефицит товаров как первой необходимости, так и предметов, которые могут быть охарактеризованы как «роскошные» неизбежно приводил к желанию такие предметы заполучить, а, значит, изыскать для этого все возможные пути;
    2. Желание выделяться из общей массы советского общества с каждым десятилетием становилось все сильнее;
    3. Молодежь, которая представляла собой самый неуправляемый, не подчиняющийся идеологии слой общества, получила доступ к информации о западном образе жизни, казавшимся не просто красивым, а шикарным;
    4. Обширное количество импортных товаров, идущее в разрез с «вечным» дефицитом СССР, однозначно подталкивало к покупке.

    Простой человек получил доступ к покупке самых дорогих предметов роскоши. Правда, оформляются такие предметы в кредит – который, в свою очередь, можно оформить лишь по одному документу в огромном количестве банков. Абсолютно все секторы экономики перестроились под быстрое, часто совершенно необдуманное потребление. Вещи входят в моду и стремительно выходят из нее, устаревая морально и роняя статус их обладателя в глазах социума.

    Рост количества супермаркетов, магазинов предметов класса люкс и премиум, рост рынка глянцевых журналов и увеличение количества развлекательных сериалов и передач, где фигурирует красивый образ жизни – это далеко не полный перечень атрибутов общества потребления. Представитель социума в таких условиях развивает в себе крайний эгоизм, опираясь на то, что вся экономика работает на него, а, главное, все её предложения он может себе позволить. Формирование инвестиционной базы, которая затем перейдет к детям или внукам, более не пользуется популярностью, так человек стремится потребить максимальное количество доступных ему вещей. Его убеждают в этом со страниц и экранов – то европейские ученые выяснили, что менять гардероб нужно раз в три месяца, то покупать продукты на оптовом рынке становится неинтересно, потому что ближайший супермаркет объявил акцию или скидки [1]. Современное общество играет в одну и ту же игру, которую в интернет-пространстве уже окрестили грубоватым термином «фаллометрия». Исходя из корня слова, можно осознать его смысл – люди стремятся посоревноваться, посмотреть, кто кого «сделает» и «кто круче». В эфире некоторых радиостанций ведущие с удивлением сообщают, что россияне на выставке в Монако после кризиса перестали интересоваться яхтами от 75 метров в длину, а отдают предпочтении яхтам от 40 до 70 метров. 

    Именно в силу такой бездумности по отношению к обществу потребления (или «мусорной корзины») и нельзя употребить термин «культура». Если культура предполагает сочетание моральных устоев, образцов, эталонов, достижений в той или иной области, остающихся последующим поколениям, то манера потребления, предпочитаемая сегодня обществом, такого набора качеств не имеет. По отношению к ней можно употребить такие термины как «частота», «скорость», «цена», «время использования вещи». Чем быстрее сменяется пул вещей, окружающих человека, чем выше их цена, и чем короче срок их эксплуатации, тем лучше [4].

    Каким образом такая ситуация отражается на современном российском (и не только) социуме?
    1. Все большее количество слоев общества становятся втянутыми в процесс потребления, круговорот которого обеспечивает постоянно перестраивающаяся под интересы потребителей экономика;
    2. Рынок перенасыщен рекламой, как адресной, так и скрытой. Данное явление фактически пропагандирует потребление, несущее блага в виде красивых женщин или шикарного образа жизни;
    3. Необдуманность актов потребления не вызывает одновременной массовой дестабилизации личного бюджета, но в каждом отдельном случае наносит ему ощутимый вред;
    4. В процесс потребления вступила мода, обеспечивающая моральное устаревание вещей и стимулирующая его с помощью компаний «быстрой моды»;
    5. Общество не стремится к переходу к разумному потреблению, оно нацелено на сиюминутность [3].
    Кризис 2008 года нарушил процесс сверхпотребления, но не остановил его и не развернул вспять. Как только начался подъем экономики, потребление возобновилось и оно стремится к возвращению на прежний уровень. Можно сделать вывод, что социум сегодняшней России воспитан в таком ключе, и он будет стремиться потреблять. Задача общества в данном случае привить культуру потребления последующим поколениям.


    Список литературы:
    1) Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - С. 269.
    2) Гурова О.Ю. Идеология потребления в советском обществе // Cоциологический Журнал. – 2005. - №4 - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.el-history.ru/node/322, свободный.
    3) Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. С. 3-40.
    4) Лившиц Р.Л. Потребление и потребительство/ «Свободная мысль». – 2001. - № 6. С.81-89.

    Категория: Доклады конференции 2010 | Добавил: Администратор
    Просмотров: 3585 | Загрузок: 223 | Рейтинг: 0.0/0