Трансформация качеств современного преподавателя
Тарноева Е.С.
Современный этап развития общества характеризуется качественными изменениями не только в сфере экономики, политики, социальных отношений, но и в потребностях общества. Обществу необходима новая школа, первой и важнейшей задачей которой было бы формирование личности. А такая школа немыслима без нового учителя. Кто он – настоящий преподаватель? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать?
Важнейшей задачей современного учебного заведения является не просто формирование носителя определенной суммы знаний, а содействие в становлении личности, ориентирующейся в потоке новой информации и умеющей ее творчески переработать. В связи с этим, меняется и роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия. Преподаватель уже не может быть только передатчиком знаний и информации, он должен быть и педагогом и психологом, и психотерапевтом, мастером, который, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на решение педагогических задач.[1]
На наш взгляд, самое главное - преподаватель должен воспитывать в студенте компетенцию. Знаниевая ориентация образовательного учреждения должна смениться компетентностно - ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.п.) ресурсы для достижения поставленной цели.
Существует следующий набор компетентностей:
- готовность делать осознанный и ответственный выбор. Означает проанализировать ситуацию, поставить перед собой цели, спланировать свои действия, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за это решение, обеспечить воплощение своих решений в жизнь.
-технологическая компетентность. Означает способность человека понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.
-готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь). Означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.
-информационная компетентность. Означает способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
-социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию). Означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
-коммуникативная компетентность. Означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. [2]
Личностные качества педагогов являются результатом, как самовоспитания, саморазвития, так и педагогических систем, в которых он был подготовлен. Личность преподавателя определяет условие формирования личности студентов. Это условие более продуктивно, если преподаватель является для студентов образцом поведения и деятельности.
Что касается педагогической компетенции, конечно, она индивидуальна, у каждого преподавателя свои педагогические приемы, но мастерство не является простой суммой знаний, умений, навыков. Каким бы профессионалом ни был преподаватель по своему предмету, он должен быть еще и партнером по общению. И мы считаем, важным для установления психологического контакта на занятии: внешний вид преподавателя, естественность движений, поз, мимики, жестов, четкость речи, ее разнообразие, умение устанавливать зрительный контакт с группой, широкий спектр эмоциональных проявлений.
А также, на наш взгляд, современные преподаватель должен быть всегда открыт новому, новым знаниям и информации, следить за новшествами, всегда быть «на связи» со студентами, преподавателями, в деятельности педагога должно присутствовать инновационное начало – творчество.
Личность преподавателя и его профессиональность – один из самых важных элементов образования и воспитания студентов. Это предполагает большую ответственность при выборе такой профессии, быть преподавателем - значит быть почти идеалом в профессиональной и личной сфере, но с другой стороны профессия преподавателя очень интересна. Личностные и профессиональные качества преподавателя имеют большое влияние на эффективность учебного процесса.
Список литературы:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988. - 560 с
2.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
|