Трансформация регулирования миграционных процессов в России: переход на новый уровень. Барсукова М.Е.
Трансформация регулирования миграционных процессов в России претерпела ряд стратегически значимых этапов. В советское время это был запретительный подход, на постсоветском пространстве – разрешительный порядок, до последнего времени называемая новой миграционная политика, проводимая с 2007 года, носит уведомительный характер и вот мы переходим на новый уровень – экономический.
В настоящее время Россия активно устраняет недоработки в сфере миграционных трудовых отношений на рынке. Именно поэтому достаточное внимание уделяется миграционному законодательству. Сейчас происходит легитимно обоснованный переход от уведомительного подхода, к экономическому уровню. Происходит осознание, что без наличия грамотно организованных трудовых ресурсов невозможно дальнейшее позитивное развитие государства.
Россия всегда была большим котлом, в котором плавились разные национальности, сейчас в эпоху глобализации мы не остаемся в стороне от современных тенденций, особенно ясно это отражается на миграционных настроениях и реальных потоков миграции. В данной статье раскрыты основные положения нового миграционного законодательства в свете нового Федерального закона, приведены первые результаты его действия в Байкальском регионе и предложены варианты дальнейшего планирования социально-экономических отношений с учетом национальных характеристик трудовых мигрантов, интересов российского государства в целом.
Работая на территории другой страны, трудовой мигрант становится зависим от устоев государства – реципиента, невольно перенимает характерные черты и особенности поведения, меняет свой стиль жизни и вынужден приспосабливаться к новым условиям. Такого рода изменения в образе жизни каждого отдельного мигранта являются определяющим фактором его успешной адаптации и дальнейшей социализации, а значит возможностей личностного и карьерного роста.
Достаточно часто такие наблюдения можно провести, просто оглядевшись вокруг. Такие тенденции в среде трудовых мигрантов необходимо не подавлять, как принято в российском социуме, а напротив, поощрять. Поскольку осуществляя свое экономическое развитие, мигрант автоматически вносит вклад в национальную экономику. По этой причине существует необходимость легитимного осуществления трудовых отношений на территории государства.
Трудовые мигранты, находящиеся в государстве постоянно чувствуют давление со стороны не только отвечающих за режим их пребывания контролирующих органов и служб, но и местных жителей в лице российских граждан, видящих в лице представителей иностранных граждан только дешевую рабочую силу либо материальных захватчиков.
Такого рода отношение со стороны принимающего сообщества естественным образом сказывается на ответном поведении гастрабайтеров, нередко приводит к взаимной агрессии. Но в рамках данной статьи мы не будем подробно рассматривать виды и формы проявления таких отношений, отметим лишь, что именно каждый отдельный представитель как из числа постоянно проживающих на территории российских граждан, так и приезжих на определенный период мигрантов является человеком и его права и свободы никто не отменял.
Современные социально-экономические условия на региональном рынке труда для мигрантов характеризуются неоднозначно. С одной стороны существует спрос на рабочую силу, с другой есть предложение выполнять обозначенный объем работы в кратчайшие сроки за оплату в разы ниже ее рыночной стоимости. Гастарбайтеры с легкостью соглашаются на любую работу и нередко наталкиваются на недобросовестных нанимателей, неоплачивающих труд, попадают в зависимость от приглашающей стороны – «хозяина». Зачастую, по истечению срока действия разрешения на работу, выдающегося сроком на один год, некогда легитимные трудовые мигранты остаются в Российской Федерации и превращаются в нелегальных.
В числе причин, по которым происходят такие правонарушения: отсутствие финансовой возможности вернуться на родину, нежелание вновь проходить бюрократические проволочки с получением документов и другие. Но основная проблема, что с переходом в категорию нелегальных они не просто перестают поддаваться миграционному учету и фиксироваться в соответствующих органах и службах, но перестают облагаться налогами и приносить доход в казну государства.
В результате действия этих факторов происходит либо отказ от работы в Байкальском регионе либо нелегальная деятельность на территории. В любом случае экономика терпит убытки в виде недополучения налоговых и иных отчислений в казну Российской Федерации, а также нехватки трудовых ресурсов в общем итоге.
Возможности легитимного трудоустройства в современных условиях миграционного законодательства.
Для выведения из тени нелегальных мигрантов предлагались разные механизмы, способные выявить количество действительно работающих мигрантов, определения степени их влияния на экономическое развитие, возможности дальнейшего стратегического планирования в сфере миграции. Д
Для того, чтобы снизить риск оказаться в ситуации зависимости от недобросовестных работодателей и выведения из тени нелегальных мигрантов в июле 2010 года вступил в действие новый Федеральный закон в сфере регулирования трудовых отношений с мигрантами, работающими на территории Российского государства в порядке, не требующем получения визы.
В числе основных нововведений в сфере миграционного регулирования для трудовых мигрантов выделяется возможность работы по патенту на физическое лицо. Процедура действительно частично позволяет вывести из тени нелегальных мигрантов, помогает мигрантам чувствовать себя уверенно в процессе поиска работы и ее осуществления. Стоимость патента на работу составляет 1000 рублей в месяц, средства в качестве авансового платежа пойдут в бюджет региона. [1] В случае, если мигрант работает без патента предусматривается штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей, столько же оплачивает в казну физическое лицо, привлекающее к трудовой деятельности иностранного гражданина, работающего без патента. Срок действия патента составляет от одного до трех месяцев и может неоднократно продлеваться. Каждому зарегистрированному патентообладателю присваивается регистрационный номер, который будет внесен в базу данных для оптимизации работы с трудовыми мигрантами. Необходимо отметить, что закон распространяется только на иностранных граждан - выходцев из стран для которых у России установлен безвизовый режим. Кроме того, россияне смогут привлекать иностранных граждан к работе только для хозяйственных нужд, не связанных с извлечением коммерческой выгоды, прибыли.
Такие преобразования стали возможны после вступления в действие изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 1 июля 2010г. Насколько плодотворно он будет работать и какие результаты ожидать от его действия пока не вполне корректно обсуждать, поэтому приведем лишь некоторые данные по Иркутской области. Так, по результатам действия этого закона за июль 2010 года в УФМС по Иркутской области было подано полторы тысячи заявок и выдано 250 патентов на право работы у физических лиц, тогда как за весь 2009 год было получено только 300 уведомлений о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан.
Изменения в правовом поле миграции на рынке труда коснулись и высоко- квалифицированных специалистов (ВКС). Теперь граждане, относящиеся в категории высококвалифицированных специалистов осуществляют трудовую деятельность в порядке не требующем наличия квот. Порядок принадлежности иностранного гражданина к категории ВКС определяют организации, принимающие сотрудника. Сведения о себе такие специалисты подают либо непосредственно в интересующие их организации, либо в ФМС России, а также могут оставить заявление в посольствах и консульствах РФ за рубежом, непосредственно в государстве своего проживания. В процессе выдачи приглашения деловая виза переоформляется в рабочую и может продляться каждые три года. [ 1]
Согласно перечню профессий (специальностей,должностей) иностранных граждан-квалифицироваанных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии на которых не распространяются квоты на 2010 год, выделено 30 наименований, в числе которых: Генеральные директора (акционерных обществ, объединений, предприятий, межотраслевых научно-технических комплексов и др.), директора (департаментов, заводов, представительств, фирм и др.), доценты, заведующие лабораторией(научно-исследовательской), заместители председателей правления, инженеры(по защите информации, по автоматизации и механизации производственных процессов), научные сотрудники (в области права,социологии,экономики,философии, истории и политологии), начальники научно-исследовательского подразделения, в состав которого входят научно-исследовательские разделы и лаборатории), президенты (ассоциаций(концернов, корпорации и др.) общественно-экономических организаций), председатели правлений и старшие преподаватели в колледжах, университетах и других вузах. Перечень был несколько изменен в июне 2010 года. [ 5]Все эти специалисты могут практически беспрепятственно осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Нововведения в миграционном законодательстве такого характера стали значительным прорывом в развитии миграционной системы российского государства. Хотя период действия вступившего в силу закона еще не достаточно велик, чтобы делать такие выводы, необходимо отметить, что подобного рода возможности для работы и те условия, которые предлагает вступивший в силу Федеральный закон уже сейчас называют сверхдемократичными, а коллеги из Америки - «золотой картой». По сути, Россия открывает границы для всех, желающих работать в стране.
Список источников:
1. Климов В. Льготы специалистам / Ваше право. Миграция. 2010. -№17(97). -с.1-2.
2. Медведев В. Бродяга к Байкалу не подходит // Земляки-приложение к журналу Социальная защита.2010.-№7. – с. 50-54.
3. Медведев В. Патент выводит из «тени»// Земляки-приложение к журналу Социальная защита.2010.- №8. – с. 8-10
4. Медведев В. Учимся жить вместе // Земляки-приложение к журналу Социальная защита.2010.-№7. - с. 77-80.
5. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 2009 года №1010н / Ваше право. Миграция. 2010. -№17(97). -с.6.
|