Пятница, 17.05.2024, 14:30
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Потанина Т.С., Симаков И.Д. (Международная стандартизация высшего образования как...)
Потанина Т.С., Симаков И.Д.
АдминистраторДата: Понедельник, 03.10.2016, 18:54 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Международная стандартизация высшего образования как угроза потери национальной идентичности
Прикрепления: 0200454.docx (26.6 Kb)
 
Vladimir_AlekseevichДата: Среда, 05.10.2016, 03:01 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Уважаемые авторы, спасибо за актуальный доклад

Вы говорите о потере идентичности, а какая она была (потерять можно только то, что есть) разве мы ее не утратили после революции 1917 года или реформ 1990? 
За что мы держимся и что отстаиваем сегодня?

Заранее извиняюсь за провокационно-философские вопросы)
 
polyushkevichoaДата: Суббота, 08.10.2016, 05:59 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за доклад!

По вашему мнению, какие стандарты образования для нас на сегодняшний день являются идеальными?
 
potanina1994Дата: Суббота, 08.10.2016, 18:17 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, добрый день, спасибо за вопрос!
Цитата Vladimir_Alekseevich ()
Вы говорите о потере идентичности, а какая она была (потерять можно только то, что есть) разве мы ее не утратили после революции 1917 года или реформ 1990?

Об этом и была речь. Склонны предполагать, что идентичность была утрачена после реформ 90-х годов. Все-таки до этого в образовательной системе превалировала идея о всестороннем развитии личности, а после начавшихся реформ 90-х осуществился резкий переход на более узкую и прикладную направленность. Поэтому на современном этапе российское образование находится в поиске идентичности, вследствие чего и приходится перенимать освоенный опыт у западных стран, ведущий к стандартизации образовательного процесса. И даже несмотря на то, что интеграция в европейское образовательное сообщество предполагает под собой сохранение национального образовательного фундамента, тем не менее, сложно его сохранить, когда требуется радикальное изменения образовательных программ из-за таких мероприятий, как кредитно-модульная система, двухступенчатое образование и др.

Цитата Vladimir_Alekseevich ()
За что мы держимся и что отстаиваем сегодня?
Суть сегодняшних образовательных реформ следует принципу, что если не задавать образовательную парадигму, то нужно хотя бы ей соответствовать, поскольку это естественное стремление каждого государства, не желающего потерять возможность вступления в сообщество развитых стран. Как раз эту возможность мы и отстаиваем.

Добавлено (08.10.2016, 18:17)
---------------------------------------------
polyushkevichoa, спасибо за вопрос, Оксана Александровна!
Цитата polyushkevichoa ()
По вашему мнению, какие стандарты образования для нас на сегодняшний день являются идеальными?

Идеальным было бы отойти от всей этой бюрократизации образования, конечно же, но если рассматривать существующие стандарты, то, в первую очередь, нужно выделить более явные их проблемы, чтобы определить, в каком направлении двигаться для того, чтобы получить представление об этих достигающих идеала стандартов.
Проблема стандартов исходит прежде всего из компетенций, которые в течение образовательного процесса должны освоить студенты. Во-первых, сложной является проблема измерения компетенций, ведь из-за того, что в стандартах не присутствуют четкие параметры, по которым могут измеряться компетенции, оценка их сформированности у студентов, скорее всего, будет субъективной (известно, что среди компетенций присутствуют достаточно абстрактные характеристики вроде «образованность», «компетентность», оценить которые в принципе невозможно). Следующая проблема частично вытекает из первой: поскольку нет единых принципов формирования данных компетенций при разработке федеральных государственных образовательных стандартов, возникают такие проблемы, как «нетехнологичные» формулировки компетенций, также приходим к отсутствию единообразия в рамках даже одной группы направлений.
В связи с выше изложенным, можно заключить, что, если государство решило осуществить переход на компетентностную модель ОП, нужно сформулировать четкие критерии, по которым будут измеряться сформированные компетенции, сами компетенции должны быть просты в описании и понимании.
Поскольку стандарты предусматривают действенное участие работодателей в вузах, то они и должны быть вовлечены в образовательных процесс, хотя бы на уровне определения трудоемкости дисциплин и практик при формировании рабочих учебных планов.
Проблема стандартов заключена еще и в их частой сменяемости. Не успели вузы перейти на новый стандарт, выпускается «новейший+» стандарт, содержащий в некоторых положениях кардинальные изменения. Поэтому здесь можно заключить, что стандарт должен быть устоявшимся, который не будет хотя бы ближайшие лет 5-10 требовать исправлений.
Ваш вопрос, если честно, заставил задуматься. Для меня легче всего будет определить, каким должен быть хороший (или неплохой) стандарт. Он должен содержать в себе исправления хотя бы тех проблем, что озвучены выше.
Каким должен быть идеальный стандарт на сегодняшний день сказать сложно. Либо это удачный синтез компетентностного и знаниевого подхода (комплексное обучение с легким уклоном в прикладной характер), либо это полный отказ от компетентностного (и восстановление особенностей, утраченных с 90-х).


Татьяна Потанина

Сообщение отредактировал potanina1994 - Суббота, 08.10.2016, 18:19
 
polyushkevichoaДата: Воскресенье, 09.10.2016, 15:59 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Татьяна, благодарю за исчерпывающий ответ

Если бы вы могли решать - что дальше делать, по какому стандарту учить, что бы вы сделали в первую очередь и на чем остановились?
 
potanina1994Дата: Воскресенье, 09.10.2016, 17:03 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
polyushkevichoa, спасибо за вопрос! 
По моему мнению, текущие стандарты нуждаются в серьезной доработке, и начинать нужно с исправлений хотя бы тех проблем, что были обозначены в моем комментарии выше. И поскольку очередная серьезная переделка высшего образования представляется нецелесообразной, то необходимо доводить до ума текущую.


Татьяна Потанина
 
Людмила7677Дата: Понедельник, 24.10.2016, 17:32 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Татьяна! Очень интересно было прочесть ваш доклад! Не один преподаватель и администратор были экспертами, полагаю, для такой достойной работы. Однако я не согласна с Вами по вопросу привлечения работодателей к формированию компетенций. Поскольку вуз готовит сегодня бакалавра по группе направлений, универсальным работодателем сможет быть только некое мифическое министерство всяческих услуг, а у среднестатистического работодателя мнения обязательно будут разными, причем отдельно по подготовке, а отдельно - по тому работнику, которого он готов видеть. И тогда нам снова придется говорить о расхождении теории и практики? Полагаю, что мы и стандарты, столь часто обновляемые, видим благодаря изменениям запросов рынка труда. Буду признательна, если оцените, насколько негативно или позитивно влияет изменение стандарта на студентов? Или они особенно-то этого и не видят? Заранее огромное спасибо за ответ и проявленное внимание!
 
potanina1994Дата: Понедельник, 24.10.2016, 18:49 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
Людмила7677, Добрый вечер, Людмила Анатольевна! Благодарю за проявленное внимание к моему докладу и за Ваши комментарии.
Цитата Людмила7677 ()
Однако я не согласна с Вами по вопросу привлечения работодателей к формированию компетенций. Поскольку вуз готовит сегодня бакалавра по группе направлений, универсальным работодателем сможет быть только некое мифическое министерство всяческих услуг, а у среднестатистического работодателя мнения обязательно будут разными, причем отдельно по подготовке, а отдельно - по тому работнику, которого он готов видеть. И тогда нам снова придется говорить о расхождении теории и практики?
Вы правы, Людмила Анатольевна, однако речь шла не о полноценном участии работодателей в формировании компетенций, а об учете их мнения. Ведь работодатели являются одними из субъектов образовательных отношений, поэтому при составлении образовательных программ, нужно ориентироваться на их мнение. И Вы правильно заметили, что для участия в процессе нужен универсальный работодатель, однако, почему бы не организовать некое объединение на базе каждого факультета/института в университете, занимающееся исследованиями  (к примеру, раз в год) запросов среди потенциальных работодателей (хотя бы основных) данного направления. На одной из конференций вообще была предложена идея о создании независимой организации по анализу качества высшего образования, которая проводила бы исследования не только по университетам, но и по работодателям.
Цитата Людмила7677 ()
Буду признательна, если оцените, насколько негативно или позитивно влияет изменение стандарта на студентов? Или они особенно-то этого и не видят? Заранее огромное спасибо за ответ и проявленное внимание!
Это, на самом деле, очень интересный вопрос. В рамках исследования нововведений в высшем образовании я проводила анкетирование среди студентов вузов Иркутской области. В итоге выяснилось, что они не только не ощущают каких-либо изменений, больше половины из них про компетентностный подход и про фгосы никогда в жизни не слышали (69,6% и 57,3% соответственно). В связи с чем очередная проблема - слабая включенность студентов в образовательный процесс.


Татьяна Потанина

Сообщение отредактировал potanina1994 - Понедельник, 24.10.2016, 18:49
 
Людмила7677Дата: Среда, 26.10.2016, 02:49 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за Ваш ответ и приведение аргументов! Мы с коллегой А.В. Поповым исследовали особенности изменения сферы трудоустройства, а точнее опрашивали работодателей и проводили контент-анализ сайтов организаций крупного, среднего и малого бизнеса, а также государственных учреждений по заказу Молодежного кадрового центра в Иркутской области в десятых годах нынешнего столетия. О трудностях говорить не буду, Вы - реально работающий социолог, следовательно, в курсе закрытости этого сектора. Интересность ситуации заключается в том, что наши эксперты, являясь работодателями, соглашаясь о том, что знаний, умений и навыков не хватает выпускникам, готовы сотрудничать с вузами в рамках проведения практики, совместных занятий и конференций, неохотно берут на себя наставничество как вид социального сопровождения и отдельный труд по анализу, что именно им нужно от молодого специалиста. На первый план в запросах выходят личностные характеристики: инициативность и исполнительность, мобильность и обучаемость, и так далее. Именно это мне и позволило высказать ранее свое мнение. Целые форумы придется собирать для выяснения мнений, а довлеть все равно будет субъектив: "Вот были у меня пара выпускников..." Полагаю, есть еще чего исследовать, да? 
Спасибо за внимание!
С уважением, Людмила Анатольевна Гуринович.
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 28.10.2016, 03:22 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Благодарю вас за участие. Хотя и не очень активное!
Ваш доклад будет включен в печатный сборник.
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Потанина Т.С., Симаков И.Д. (Международная стандартизация высшего образования как...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: