Vladimir_Alekseevich, добрый день, спасибо за вопрос!
Цитата Vladimir_Alekseevich (
)
Вы говорите о потере идентичности, а какая она была (потерять можно только то, что есть) разве мы ее не утратили после революции 1917 года или реформ 1990?
Об этом и была речь. Склонны предполагать, что идентичность была утрачена после реформ 90-х годов. Все-таки до этого в образовательной системе превалировала идея о всестороннем развитии личности, а после начавшихся реформ 90-х осуществился резкий переход на более узкую и прикладную направленность. Поэтому на современном этапе российское образование находится в поиске идентичности, вследствие чего и приходится перенимать освоенный опыт у западных стран, ведущий к стандартизации образовательного процесса. И даже несмотря на то, что интеграция в европейское образовательное сообщество предполагает под собой сохранение национального образовательного фундамента, тем не менее, сложно его сохранить, когда требуется радикальное изменения образовательных программ из-за таких мероприятий, как кредитно-модульная система, двухступенчатое образование и др.
Цитата Vladimir_Alekseevich (
)
За что мы держимся и что отстаиваем сегодня?
Суть сегодняшних образовательных реформ следует принципу, что если не задавать образовательную парадигму, то нужно хотя бы ей соответствовать, поскольку это естественное стремление каждого государства, не желающего потерять возможность вступления в сообщество развитых стран. Как раз эту возможность мы и отстаиваем.
Добавлено (08.10.2016, 18:17)
---------------------------------------------
polyushkevichoa, спасибо за вопрос, Оксана Александровна!
Цитата polyushkevichoa (
)
По вашему мнению, какие стандарты образования для нас на сегодняшний день являются идеальными?
Идеальным было бы отойти от всей этой бюрократизации образования, конечно же, но если рассматривать существующие стандарты, то, в первую очередь, нужно выделить более явные их проблемы, чтобы определить, в каком направлении двигаться для того, чтобы получить представление об этих достигающих идеала стандартов.
Проблема стандартов исходит прежде всего из компетенций, которые в течение образовательного процесса должны освоить студенты. Во-первых, сложной является проблема измерения компетенций, ведь из-за того, что в стандартах не присутствуют четкие параметры, по которым могут измеряться компетенции, оценка их сформированности у студентов, скорее всего, будет субъективной (известно, что среди компетенций присутствуют достаточно абстрактные характеристики вроде «образованность», «компетентность», оценить которые в принципе невозможно). Следующая проблема частично вытекает из первой: поскольку нет единых принципов формирования данных компетенций при разработке федеральных государственных образовательных стандартов, возникают такие проблемы, как «нетехнологичные» формулировки компетенций, также приходим к отсутствию единообразия в рамках даже одной группы направлений.
В связи с выше изложенным, можно заключить, что, если государство решило осуществить переход на компетентностную модель ОП, нужно сформулировать четкие критерии, по которым будут измеряться сформированные компетенции, сами компетенции должны быть просты в описании и понимании.
Поскольку стандарты предусматривают действенное участие работодателей в вузах, то они и должны быть вовлечены в образовательных процесс, хотя бы на уровне определения трудоемкости дисциплин и практик при формировании рабочих учебных планов.
Проблема стандартов заключена еще и в их частой сменяемости. Не успели вузы перейти на новый стандарт, выпускается «новейший+» стандарт, содержащий в некоторых положениях кардинальные изменения. Поэтому здесь можно заключить, что стандарт должен быть устоявшимся, который не будет хотя бы ближайшие лет 5-10 требовать исправлений.
Ваш вопрос, если честно, заставил задуматься. Для меня легче всего будет определить, каким должен быть хороший (или неплохой) стандарт. Он должен содержать в себе исправления хотя бы тех проблем, что озвучены выше.
Каким должен быть идеальный стандарт на сегодняшний день сказать сложно. Либо это удачный синтез компетентностного и знаниевого подхода (комплексное обучение с легким уклоном в прикладной характер), либо это полный отказ от компетентностного (и восстановление особенностей, утраченных с 90-х).