Пятница, 17.05.2024, 13:32
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Загидуллина В.Т. (Идентичность и глобализация на примере Сибиряков)
Загидуллина В.Т.
АдминистраторДата: Вторник, 04.10.2016, 01:23 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Идентичность и глобализация на примере Сибиряков
Прикрепления: 0964981.docx (23.8 Kb)
 
Vladimir_AlekseevichДата: Среда, 05.10.2016, 02:44 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Виктория, спасибо за доклад

Вы себя считаете сибирячкой? 

И также вы пишите:
"сибирская идентичность в территориально-пространственной проекции формируется во взаимодействии с природой, через ощущение простора и свободы, преодоление трудностей и выживание в непростых климатических и экономических условиях. Вклад в ее формирование вносят также специфический темп жизни и способы организации времени и деятельности, разные вариации общего ощущения свободы"

Это характерно только для сибирской идентичности или в принципе для любой другой?
 
Vika2703Дата: Среда, 05.10.2016, 14:05 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, здравствуйте!Спасибо за вопрос! Да, я считаю себя сибирячкой. Любая идентичность индивида происходит во взаимодействии с окружающей природой. Любое общество существует наопределенной территории. Отдельно выделяют территориальную идентичность – это отождествление индивида с определенной территорией и группой, объединяющейся вокруг этой территории и принимающей определенный набор ценностей. Однако, на примере сибиряков территориальная идентичность более выражена. Суровые климатические особенности нашей территории способствовали формированию закаленного характера сибиряков. Природа края для сибиряков, будучи ключевой составляющей их образа жизни, является особой ценностью и служит еще одним важным основанием для коллективной солидарности. Жизнь в Сибири — это прежде всего жизнь в тесной связи с природой, что в сознании сибиряков исключительно значимо и существенно отличает их образ жизни от образа жизни в других регионах России.


Сообщение отредактировал Vika2703 - Среда, 05.10.2016, 14:07
 
Vladimir_AlekseevichДата: Четверг, 06.10.2016, 04:26 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Ну прямо как то потетично и поэтично!
Цитата Vika2703 ()
Жизнь в Сибири — это прежде всего жизнь в тесной связи с природой, что в сознании сибиряков исключительно значимо и существенно отличает их образ жизни от образа жизни в других регионах России.
Как часто вы бываете на природе? Как часто боретесь за свою жизнь со стихиями природы? Как часто вы находитесь на грани только из-за того что не можете обуздать стихию????
 
polyushkevichoaДата: Четверг, 06.10.2016, 04:40 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Виктория, спасибо за доклад

О реальности утраты культурной идентичности в результате процессов глобализации говорят представители интеллигенции не только малочисленных, но и многочисленных народов. На данном этапе для мало­численных народов вопрос заключается не в том, есть ли смысл прилагать усилия для сохранения своей национально-культурной самобытности, а в том, что необходимо сберечь наследие, доставшее­ся нам от предков, сумевших сохранить его на протяжении веков.
«Народ обязан сберечь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он может внести в сокровищницу народов что-то свое неповторимое, без чего невозможно мировое единство. В этом, а не в том, чтобы быть, «как все», и состоит его интернациональный долг. Тот, кто забывает об этом, не только ущемляет нацио­нальное чувство другого народа, но и наносит ущерб самому себе, ибо отказывается от того, что принадлежит всем .»
Культурные особенности и различия являются более консервативными и менее подвержены изменениям, чем экономические и политические. В основе культурных различий лежат история, язык, традиции, а также религия.
При взаимодействии культур на мировом, региональном и национальном уровнях роль религиозного фактора имеет важное значение. Так, фанатическая приверженность гагаузов христианству позволила им сохранить свою этническую специфику и избежать опасности ассимиляции во время турецкого господства на Балканах. В гагаузском фольклоре и преданиях сохранились сведения об отношении христиан к браку с мусульманами (девушки, которых турки насильно уводили, кончали жизнь самоубийством). При общности языков гагаузов и турок заимствования в гагаузской культуре в основном имели место в области языка, фольклора (сюжеты, мелодика), в меньшей степени — в одежде и в семейной обрядности. Например, в Османской империи под влиянием турецких обычаев гагаузские (и не только) женщины вынуждены были носить штаны по типу турецких (дон чатал, шалвар). В области же народного календаря, за исключением обрядности двух праздников Хедерлез и Касым, которая имеет общие черты у народов Балканского полуострова, сходства с турецкой ка­лендарной обрядностью не наблюдается. Это объясняется тем, что в основе традиционной гагаузской обрядности и народного календаря лежит христианская религиозная обрядность. В результате дли­тельного исторического развития религия накладывает отпечаток на всю национальную культуру, на культурные ценности, на этническое самосознание.

Какие изменения произошли у Сибиряков? И что ждет нас в будущем?
 
АндрійДата: Четверг, 06.10.2016, 07:53 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Здравствуйте. Спасибо за доклад. У меня такие вопросы:
1. К разряду каких идентичностей Вы относите "сибиряков"? Это национальная, политическая, гражданственная, или какая-либо иная идентичность? То есть к какой группе Вы бы отнесли данную идентичность? А также может ли она являться "зонтиком" (связующим звеном, надидентичностью) для других идентичностей?
2. В первом абзаце Вы говорите о региональной идентичности, но тут же переходите к национальной. Разве они не различны? К примеру, татары и украинцы могут себя чувствовать сибиряками, но при этом национальная идентичность у них разнится? Или как? Я не могу увязать их вместе без иерархии одной над другой.
3. Вы пишете: "Сибирскаяидентичность в территориально-пространственной проекции формируется, с одной стороны,
как композиция красоты природы и особенного ощущения близости к ней, становления
через преодоление сложных условий жизни, освобождающего ощущения больших просторов." - может оно, конечно, все так и есть, но где природа не красива? Где человек чувствует себя оторванным от природы? И где в мире легко живется? Так или иначе все страны и народы живут в непростых условиях. Мы в Сибири по сравнению со многими еще хорошо живем. А наши разговоры о том, что живем мы в суровом краю - по большей части сплошная поэтика, далекая от реальности.
4. "Идентичностьсибиряков предполагает деятельностную природу: 
сибиряками не рождаются, а становятся." - приведите примеры кем еще становятся, а не рождаются. Для интереса.
5. "Суровые климатическиеусловия формируют у сибиряка устойчивый, закаленный характер, способствуют улучшение
адаптационных механизмов." - не знаю... по-моему среди нас столько же рохлей и целеустремленных, сколько и среди всех остальных...
6. "Значимой характеристикой жизнив Сибири является «предрасположенность к свободе»." - в чем заключается сегодняшняя предрасположенность к свободе? По-моему мы такие же в этом плане, как и остальные россияне.
7. "Во многом благодаря такому «духусвободы» (с привкусом бунтарства) в сочетании с большими просторами складывается
представление о «широте души», как одной из ключевых черт сибирского характера.  «К числу негативныхсоставляющих образа, при этом, относят и индивидуализм (каждый знает, как правильно,
и делает, что считает нужным), и некоторую «суровость» и эмоциональную сдержанность»" - а у кого душа "не широка"? Насчет индивидуализма - так это же везде так - все везде самые умные, знающие и правильные. Разве не так? Насчет эмоциональной сдержанности - ну не знаю... латыши и эстонцы, как и многие другие европейцы, гораздо более сдержанны эмоционально, чем мы, при выражении негатива.


Андрей Завьялов
 
Vika2703Дата: Четверг, 06.10.2016, 19:31 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich,  спасибо за вопросы!Достаточно часто, я люблю отдых на природе. Например, я увлекаюсь зимней рыбалкой, часто выезжаю на рыбалку на Байкал, а природа Байкала достаточно непредсказуема. Особо непредсказуемыми являются ветра озера Байкал.На Байкале известно более 30 ветров, каждый из которых имеет свое название. Наиболее известные из них, Баргузин, Верховик, Сарма. В данных условиях необходимо учитывать природные условия, к примеру,перед установкой палатки для зимней рыбалки необходимо определиться, откуда дует ветер и ставить палатку так, чтобы вход и воздушные клапаны для вентиляции были с подветренной стороны. Проще говоря, нужно сделать всё возможное, чтобы во время начавшегося сильного ветра палатку не сдувало и не продувало, чтоб не замерзнуть. А местным жителям приходится приспосабливаться к природе,чтобы выжить. Сарма — ветер, дующий в средней части Байкала. Является самым мощным ветром Байкала. Сарма представляет собой сильный шквалистый ветер, скорость которого достигает 40 м/с. Ветер может непрерывно дуть несколько суток, при этом бывает настолько силён, что вырывает с корнем деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Жителям посёлка Сарма приходится привязывать крыши
домов к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой.


polyushkevichoa, добрый вечер! Благодарю за вопрос! Сибирь населена многочисленными народами - коренными(индигенными) и пришлыми. Формирование бирасового (европейско-монголоидного) населения Сибири началось с XVI в. и активно продолжалось  фактически до 80-х гг. XX в. Формированиенаселения Сибири в рамках Российской империи шло двумя путями: вольными переселенцами (казаки, крестьяне северных областей); переселением на основе государственной, имперской уже политики. За четыре с лишним столетия включения Сибири в состав Российской империи, на этой территории сложилась регионально-территориальная общность - «сибиряки», которая характеризуется своей субкультурой, ментальностью (субъективностью) и идентичностью. На формирование сибирской общности большую роль оказали несколько факторов:огромные пространства со своим ландшафтом, климат, тип хозяйственной деятельности, взаимодействие разных культур и верований, динамика взаимоотношения центра и периферии, которая рождала «местный патриотизм» и характеризовалась слабым взаимодействием этих понятий. Для жителей Сибири Россия (европейская), была где-то далеко, и у них не было родственных и повседневных связей. Конструкция идентичности территориально-культурного «патриотизма», как сознательного и бессознательного отношения к своей земле, образу жизни, символам, традициям пространства и времени у населения Сибири складывалась долго, в несколько этапов. Это было проявлением элементов идеологии регионализма и стиля, традиций образа жизни населения в среде специфических пространственно-климатических, культурных и хозяйственных условий. Второй этап развития сибирской идентичности связан с концом XVIII в. К этому периоду произошел существенный рост европейского населения, возникли некоторые формы региональных культурных институтов (газеты и другие издания), произошел рост
городских центров, таких, как Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск,
Якутск, Чита, Верхнеудинск (Улан-Удэ) и т.д. Эти известные сегодня центры
регионов и культурной жизни возникли в XVII – XVIIIвв.  и к этому периоду приобрелисоциально-культурное и экономическое значение, в них развивались различные сословия, в том числе и интеллектуальное, которое способствовало становлению территориально-культурного самосознания активной части населения. Этому процессу способствовал демократизм сибирского образа жизни, где не было жесткой сословности и крепостничества. Зачатки сибирской идентичности приобретают устойчивый и осознанный характер, формируется образ территории как специфического региона России, имеющего свои черты, обособленность  от метрополии. Окончательное формированиесибирской идентичности происходит в XIX в. Актуализация идентичности населения Сибири в этот период определялась многими факторами. Один из них - рост населения, особенно «старожилов сибиряков», которые выражали интересы развития региона. Они считали необходимым учитывать при законодательстве местные особенности, сложившиеся экономические, управленческие и человеческие отношения. Особенно актуализировалась местная идентичность в период столыпинских реформ (1906-1911 гг.). Переселенческая политика П.А. Столыпина определила массовый поток населения из европейской части России. Если с 1861 по 1891 гг. в Сибири появилось 450 тыс. переселенцев, то с 1905 по 1914 гг. - 3 млн человек. Это усилило тенденцию интеграции сибирских районов в единое имперское пространство и усложнило земельные вопросы. Важным этапом проявления
сибирского регионального самосознания явилось гражданская война в Сибири в
1918-1920 гг. Сибирское население не поддерживало различных лидеров, в том
числе Колчака, считая, что их политика разрушает сибирский образ жизни и
идентичность. Неуспех колчаковского движения связан во многом с проявлением
сибирской идентичности. Сибиряки не воспринимали офицерство колчаковской армии и иностранное воинство (пленные европейцы Первой Мировой войны). Новое
возрождение сибирской идентичности связано с началом Великой Отечественной
войны. В связи с немецкой оккупацией и разрушением большей части европейской
России, Сибирь наряду с Уралом стала играть огромную роль. Стали говорить о
«сибирском характере», «сибирском здоровье» и о знаменитых «сибирских
дивизиях», которые отстояли Москву, Сталинград и проявили чудеса мужества и
терпения. Понятие «мы - сибиряки» становится важным проявлением идентичности не только «русских - старожильцев», но и аборигенов. О сибирской идентичности
начинают много писать, появляются сибирские романы ( В.Г. Распутин, Г. Марков,
К. Седых и т.д.). Сибирская идентичность активно проявлялась в период
строительства мощных промышленных предприятий и объектов (гидроэлектростанции). В 80-90-х гг. XX в. в период перестройки и первых реформ
наблюдается угасание идентичности. Это связано с разрушением промышленности,
культуры и социальных отношений. Теряются «ценности» (престиж) жизни на этой
земле, наблюдается миграция населения из Сибири. В 90-х гг. население Сибири
впервые за 4 столетия сократилось. Несибиряки -это новые поселенцы, которые не
успели адаптироваться к климатическим, пространственным и культурным условиям и сохранили родственные и другие связи со своей «малой» родиной. Эрозия идентичности ведет к «обратничеству» части населения и сегодня есть
угроза сокращения населения к 2020 г. Однако, стоит отметить, что сибирская
идентичность за эти годы не ушла в небытие. Она снова активно проявляется как
территориальная и культурно-историческая. Это связано с исторической памятью,
отношением к ценностям истории, культуры и общения и имеет протестный характер
против политики новых властей. По данным социологического опроса Н. Сверкуновой,проведенного в 2010 году, например, в Восточной Сибири около 80% опрошенных относят себя к сибирякам. Это говорит о том, что для жителей Сибири факт проживания на этой территории имеет особую значимость, которая связана с генетической памятью, общим настроем и структурой повседневности. По данным исследования, 77,7% сегодняшних сибирских жителей утверждают, что существует «сибирский характер». Из всех опрошенных 58,6% утверждают, что они обладают «сибирским характером». Приведенные данные подтверждают, что существует сибирская идентичность как субъективный фактор и с этим не считаться нельзя .


Сообщение отредактировал Vika2703 - Четверг, 06.10.2016, 19:36
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 07.10.2016, 04:37 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за столь пространный ответ!
 
RomoДата: Пятница, 07.10.2016, 08:52 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Репутация: 5
Статус: Offline
Спасибо за доклад. Как вы считаете способна ли сибирская идентичность влиять на пришлых людей, или она формируется в течение жизни поколений, передаваясь от генетически?
Так же интересна ваша точка зрения в связи с ролью идентичности сибиряков в стремлении к поиску своего уникального пути в развитии самоуправления в Сибири. Как это происходило в XIX веке?
 
Vika2703Дата: Воскресенье, 09.10.2016, 23:28 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Андрій, здравствуйте! Благодарю за вопросы!
1. "Сибиряков" я отношу к территориальной идентичности. В вопросе  о том, может ли она являться "зонтиком" для других идентичностей, все неоднозначно. Я думаю, что каждый человек сам выбирает, как себя идентифицировать, тут все может быть индивидуально. Для кого-то на первом месте выступают национальность, религия, а для кого-то важное значение имеет территориальный аспект.
2. Безусловно, региональная и национальная идентичности различны. В своем докладе я имела ввиду то, что идентичность "сибиряк" может быть сформирована, исходя из различных причин. "Сибиряками" могут быть как коренные народы, так и приезжие, которые уже обосновались на территории Сибири.
3. Я согласна с Вами, каждый человек рождается и живет в соприкосновении с природой. И да, действительно, для каждой страны, округа, региона, народа всегда есть свои непростые условия жизни. Однако, Сибирь по сравнению с Европейской частью России, в этих условиях специфична. Конечно, Сибирь, имея столь обширную территорию, отличается разнообразием климата. Возможно, климат Сибири уже нельзя назвать настолько холодным, как это было 100 лет назад. Однако, на большей части Сибири климат достаточно суровый,резко
континентальный. Разница между средними температурами самого холодного
месяца (января) и самого теплого (июля), которая характеризует степень континентальности  климата, колеблется от 35° на западе до 68° на востоке Сибири. Средние температуры января от -16° на юге Западной Сибири до -48° на
востоке Якутии, где находится полюс холода Северного полушария (абсолютный
минимум) и в межгорных котловинах Верхоянска и Оймякона доходят до -70°. Низкие температуры и неглубокий снежный покров способствуют глубокому промерзанию грунтов. От еще более холодных ледниковых периодов до
наших времен дошла многолетняя мерзлота, занимающая более 43% всей территории Сибири. Над этим мерзлым слоем почва большей частью оттаивает летом лишь на небольшую глубину. Поэтому земледелием на мерзлоте заниматься практически невозможно. Суровость сибирского климата дополняется продолжительной зимой, коротким летом, длительными морозами и глубоким снежным покровом в таежной зоне, а в степных районах — малоснежьем. Климат рассматриваемой территории отличается сочетанием трех неблагоприятных факторов: низких температур, особенно в зимний период, высокой относительной влажности воздуха, усиливающей неблагоприятное воздействие холода на человеческий организм, а также сильными ветрами, достигающими скорости 20-30 м/с, а иногда и 50 м/с. Кроме того, звуковой эффект, вызываемый сильными ветрами, приводит к повышенной возбудимости ЦНС и создает негативный эмоциональный фон. Перечисленные природно-климатические особенности создают дополнительную нагрузку на человеческий организм, требуют большего, чем в средней полосе, напряжения резервов организма, что в свою очередь влияет и на продолжительность жизни населения и на трудовую активность.
4. На протяжении всего жизненного пути человек может соотносить себя с различными определенными общностями, в силу каких-либо причин. Мы не можем выбрать, кем нам родиться, но в других областях всё зависит от нашего выбора. Например, формирование политической идентичности у индивида посредством принятия какой-либо политической позиции. Также формируется религиозная идентичность,построенная на осознании принадлежности к определенной религии.
5. Тут всё зависит от человека, но мое личное мнение это то, что сибиряки по сравнению с другими жителями России лучше адаптируются к меняющимся условиям среды, более спокойны.
6. В этом пункте я приведу несколько примеров. В период всероссийской переписи населения — 2010 стартовала акция «Национальность — сибиряк», призывавшая жителей Сибири указывать
«сибиряк» в поле «национальность». Инициатором акции считается житель
Красноярска Александр Коновалов. По его словам, «массовое явление
сибиряков переписчикам — это не призыв отделяться от России, а попытка
привлечь внимание федеральной власти к полуколониальному положению
территорий, расположенных за Уральским хребтом». Население регионов все активнее пытается привлечь внимание Центра
к своим социально-экономическим и экологическим проблемам; все большее
число людей обращают внимание на региональные культурные особенности
и проявляют интерес к истории своего края. Результаты
последней переписи населения, проведенной в октябре 2010 года,
свидетельствуют о том, что в графе «национальность» жители ряда регионов
указывали новые национальные самоидентификации. Среди них
в количественном отношении выделяется национальность «сибиряк». В сентябре-декабре 2011 года было проведено исследование при поддержке фонда Фридриха Эберта в трех городах Сибири: Иркутске, Омске и Новосибирске. По данным исследования, сибирская идентичность, как правило,
имеет протестный характер и отражает как особенное отношение сибиряков
к родному краю (которое складывается в результате приспособления
к сложным жизненным условиям и преобразования среды обитания), так
и стремление жителей Сибири добиться диалога с Центром и устранить
дисбаланс в отношениях с ним.
Практически во всех проведенных интервью в Омске, Иркутске и Новосибирске информанты говорили о сходном наборе социально-экономических проблем, характерных, по их мнению, для сибирского региона. В числе наиболее актуальных
проблем чаще всего упоминались:
  • кризис промышленности и связанные с этим проблемы с трудоустройством квалифицированных кадров;
  • низкий уровень заработной платы и жизни населения в целом, в результате чего квалифицированные кадры покидают регион, и качество
    человеческого капитала в регионе снижается;
  • отсутствие перспектив занятости, в первую очередь для молодежи, вследствие чего молодые люди уезжают из региона;
  • несимметричность и слабая урегулированность миграционных потоков (в регион и из региона);
  • неразвитость инфраструктуры, особенно транспортной сети и объектов социально-культурного назначения;
  • экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, бесконтрольная вырубка лесов и т. д.).


Рассуждая о причинах этих проблем, многие высказывали мнение, что они вызваны несимметричными экономическими отношениями между федеральным Центром и сибирским регионом, а также «освоенческой» установкой Центра по отношению
к Сибири. Программы освоения составляются исходя исключительно
из соображений экономической выгоды, без учета интересов местного
населения.Солидаризация на основе сибирской идентичности происходит в узких группах гражданских и политических активистов, которые в своей деятельности сталкиваются с проблемами региона испытывают связанное с ними сопротивление. Такая солидарность зачастую принимает культурно-протестную или политическую форму. Сибирская идентичность как фундамент совместной активности реализуется в таком случае не через активность граждан, но как действия небольшой группы единомышленников, обращающихся к сибирякам и к «центру» через культурные и политические проекты (фильмы о проблемах региона, учреждение организации «Сибирская национально-культурная автономия»,известный в России проект «Монстрация» и т.д.). Ярким примером такой мобилизации оказалась история с фильмом «Нефть в обмен на ничего», снятым небольшой группой активистов и привлекающим внимание как сибиряков, так и центральной власти к специфически сибирским проблемам и к необходимости их совместного решения.
7. Да, я согласна с Вами насчет индивидуализма. В современном мире все большее значение приобретает такое понятие как «индивидуализм». Индивидуализм в настоящее время характерен для всей территории России. Однако, характер сибиряка - совершенно особый, отличающийся от характера русского из Центральной России. Мне кажется, что у нас это связано с историческими особенностями. В Сибири никогда не было крепостного
права, а в России, как мы знаем, крестьяне были очень забиты. Сибиряк -
индивидуалист, вольный человек, с хитрецой, готовый постоять за себя ( закон тайги), привыкший работать на себя, предприимчивый и энергичный.

Добавлено (09.10.2016, 23:28)
---------------------------------------------
Romo, здравствуйте! Спасибо за вопросы! Я считаю, что сибирская идентичность может быть как от рождения, так и сформироваться у приезжих, которые обосновались на территории Сибири. Сибирская идентичность в большинстве своем имеет деятельностную природу: сибиряками не рождаются, а становятся. Я тоже причисляю себя к "сибирякам", хоть и родилась не здесь.
Для XIX в.  был характерен термин "сибирское областничество". Областничество зародилось в петербургском кружке сибирских студентов, в который
входили Григорий Потанин, Николай Ядринцев, Серафим Шашков, Николай Наумов, Фёдор Усов и др. В 1860-егоды областники выступали за революционную борьбу с самодержавием, за демократические свободы. По возвращении в Сибирь (1863) активизировали свою деятельность. Выступали в защиту «инородцев», против колониального гнёта. Действуя в контакте с политическими ссыльными русскими и поляками, областники готовили восстание. Рассматривая Сибирь как политическую и экономическую колонию России, а сибиряков — как новую сибирскую нацию, отдельные областники выдвинули лозунг отделения её от России или предоставления Сибири автономного статуса. Летом 1865 годаГ. Н. Потанин и другие областники были арестованы по делу «Общества
независимости Сибири», привлечены к суду и приговорены к различным наказаниям. Так Г. Н. Потанин после трёхлетнего пребывания в Омском остроге был подвергнут гражданской казни, затембыл отправлен на каторгу в Свеаборг, где находился до ноября 1871года, после чего был отправлен в Тотьму, а после отбытия наказания был выслан в город Никольск Вологодской губернии.Для деятельности сибирских областников 1870-х годов характерно увлечение революционным народничеством. В начале 1880-х годовпроисходила эволюция областников в сторону либерального народничества, а со 2-й
половины 1890-х годов — буржуазного либерализма. В начале XX века среди
областников произошло размежевание на правое (Александр Адрианов, А. Н. Гаттенбергер,Н. Н. Козьмини др.) и левое течение. Последнее (Е. Е. Колосов,Пётр Дербер) и др. былитесно связано с партией эсеров.Анализируя положение Сибири в составе России,областники сформировали концепцию Сибирь как колония. Всеобъемлющее обоснование колониального положения Сибири дал Н. М. Ядринцев в книге «Сибирь как колония». Если тезисно описать эту концепцию, то получатся примерно следующие утверждения: Отношение центра к Сибири можно назвать колониальным, потому что в Сибири существует: 1. Эксплуатация природных богатств региона, истощающая его
ресурсы и производительные силы; 2. Искусственные препятствия развитию
экономики Сибири путем установления тяжелых податей и налогов, откупной
системы; 3. Ссылка в Сибирь уголовников и препятствие свободному заселению
края; 4. Разорение и истребление коренного населения региона, неэффективность
попыток его русификации миссионерами; 5. Произвол и злоупотребления местных
чиновников; 6. Стремление затормозить развитие просвещения и культуры .
Соответственно, исправление данных обстоятельств и легло в основу программы
сибирского областничества.
Кроме того, областники считали, что в Сибири, вследствие метисации населения,
складывается новый тип народности. На жизнь также повлиял и сибирский климат,
сухой и континентальный. «Кроме изменений, так сказать, физиологических и
этнографических, сами бытовые формы, занятия и нравы русского населения должны были получить особый оттенок. Изменения эти произошли даже в языке…». Таким образом, специфическое положение Сибири в составе России сложилось на многих уровнях. Все это послужило предпосылками выработки региональной идентичности Сибири. Сибирские областники оказались первыми исследователями, которые попытались высветить особое положение Сибирского региона, выработать программу его развития.


Сообщение отредактировал Vika2703 - Воскресенье, 09.10.2016, 23:30
 
АндрійДата: Воскресенье, 16.10.2016, 06:22 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Vika2703, благодарю за столь развернутый ответ на мои вопросы.
В целом соглашусь с Вами.
Спасибо.


Андрей Завьялов
 
RomoДата: Воскресенье, 16.10.2016, 12:48 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Репутация: 5
Статус: Offline
Vika2703, Спасибо за интересную информацию в ответах на вопросы, как вы считаете на новом культурно-историческом этапе можно ли характеризовать сибирский менталитет или идентичность набором определенных качеств в сравнении с прошлым содержанием сибирской идентичности? Какой уровень преемственности можно выявить, если можно?
 
Vika2703Дата: Воскресенье, 16.10.2016, 21:41 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Romo, благодарю за вопросы! Мне кажется, что большинство черт сибирского характера мы переняли от предыдущих поколений. Ведь, и сейчас у сибиряков прослеживаются такие черты характера, как индивидуализм, вольность, предприимчивость.  На мой взгляд, существует проблема того, что темы "сибирячества" не достаточно освещаются СМИ, Сибирь представленная в них - только природные ресурсы, а люди, их культура,традиции, память - остаются в стороне. В науке же больше исследуется
этнография Сибири, но почти не освещаются проблемы местной идентичности
и менталитета, которые объединяют население региона, скрашивают жизнь и
делают ее интересной, а иногда непонятной для остального мира (включая и
европейскую Россию). Но хотелось бы упомянуть известного, нашего писателя Валентина Григорьевича Распутина, который издал немало величайших трудов о Сибири и сибиряках. По его мнению, сибирский житель составляет особый «тип сибиряка,
имеющего отличия и в психическом складе, и даже в физическом облике». Между тем, новые социальные отношения, глобализационные процессы ведут к
сокращению функций общесибирской идентичности и развитию этнической
идентичности индигенных народов, как формы солидарности в новых
условиях.
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 28.10.2016, 03:35 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Благодарю вас за участие.
Ваш доклад будет включен в печатный сборник.
Желаю, дальнейшего развития вашей темы!
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Загидуллина В.Т. (Идентичность и глобализация на примере Сибиряков)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: