Воскресенье, 12.05.2024, 21:05
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Завьялов А.В. (Школьный выпускной вечер как ритуал социального перехода...)
Завьялов А.В.
АдминистраторДата: Среда, 05.10.2016, 11:40 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Школьный выпускной вечер как ритуал социального перехода в материалах статей американских авторов
Прикрепления: 4468003.docx (32.4 Kb)
 
Vladimir_AlekseevichДата: Среда, 05.10.2016, 12:40 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Андрей Владимирович, спасибо за обстоятельный анализ зарубежных исследований выпускного вечера.
Как Вы считаете, что необходимо для изменения ритуалов перехода (в глобальном смысле)?
И в локальном - какие  механизмы и методы используются на выпускном вечере, чтобы его содержание обновлялось? 

Возможно, тут больше ваш личный опыт, хотя если читали какие-то исследования - буду признателен за ссылки)
 
АндрійДата: Среда, 05.10.2016, 18:12 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, благодарю за вопросы.
Ответить на первый вопрос могу лишь риторически - а надо ли что-то менять? (но такой ответ я могу дать лишь в случае, когда обряды перехода не носят насильственного характера, а являются желаемыми самим переходящим). Если же обряды носят насильственный характер - то, безусловно, необходимо их гуманизировать (зачастую это касается неформальных иерархических практик, однако и среди них встречаются ненасильственные желаемые переходящими). Если обряды желаемы (то есть обряд перехода как цель, как признание) - то вряд ли стоит что-то делать, они трансформируются сами, так как являются элементами признания равными себе, а значит - признаются и переходящими, и принимающими.
Насчет обновления содержания, под влиянием мысли, новых идей и течений это обновление само собой происходит. То есть, опять же, мысли, идеи, задумки, выражающиеся в одежде, стиле мероприятия, потреблении съестного и выпиваемого и последующих действиях. То, что было в тренде 20 лет назад, сейчас малоактуально. Однако скелет в виде традиций и признания остался, и он является ключевым в смысловой нагрузке таких мероприятий вообще.
Тут все-таки больше мой опыт. Ссылки дать не могу.


Андрей Завьялов
 
Vladimir_AlekseevichДата: Четверг, 06.10.2016, 04:18 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Спасибо за ответ, Андрей.
Понравилась метафора
Цитата Андрій ()
скелет в виде традиций
hands
Традиции остались, а формы их выражения меняются. Под влиянием экономических и политических, культурных и религиозных событий современности. Выпускной вечер - как лакмусовая бумажка, повторяет форму, но трансформирует содержание.
Как стоит воспринимать "тематические" выпускные (в стиле "Чикаго-20-х", "Стиляг-60-х", "Губернаторских балов" и т.д.)? Это возрождение старых традиций или их неумелая пародия?
 
АндрійДата: Четверг, 06.10.2016, 07:38 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, я думаю, что их так же и стоит воспринимать - скелет остался, а внешний вид стилизовали "под что-то". Конечно, никакое это не возрождение традиций или что-то там еще, а просто развлечение, их неумелая пародия. О возрождении традиций можно говорить тогда, когда существует систематичность, а в данном случае - это все разовые мероприятия.

Андрей Завьялов
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 07.10.2016, 04:42 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Жажда развлечений приводят к возрождению (по крайней мере, формальной традиции)??? Интересно. Хотя, наверное, соглашусь  с вами...
И что же - со временем мы утратим все традиции, останутся лишь их названия ...
 
АндрійДата: Пятница, 07.10.2016, 07:23 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
polyushkevichoa, я о другом. жажда развлечений приводит обычно к самому развлечению, которое в виде имитации может использовать внешние атрибуты традиций, но не их содержание, так как содержание всегда трансформируется, в то время как внешние атрибуты могут оставаться теми же. С содержательной точки зрения это имитация так как то содержание, которое было когда-то тогда, обычно довольно трудно создать снова, так как в те времена это был как дух времени, так и что-то специфическое для определенной социальной прослойки. Приведу очень грубый пример: нелепо смотрится, когда крестьянские сыны устраивают дворянские балы. Внешние атрибуты имеются, а вот будет ли то же содержание - это большой вопрос. (безусловно, для каких-то участников будет, но будет ли это общим настроением...)
Традиции мы не утратим, а трансформируем. Это вечная проблема традиций.

Добавлено (07.10.2016, 07:23)
---------------------------------------------
polyushkevichoa, продолжу мысль: то же самое когда дворяне надевают народные костюмы и пытаются танцевать польку. Я говорю о том, что - будут ли ощущения принадлежности к кругу, выражающиеся в виде традиции, обряда, перехода, теми же у тех, кто их, условно говоря, пародирует, устраивая, например, выпускной в стиле Сикаго. Да, это весело и внешне красиво, однако содержательная направленность выпускного в стиле Чикаго состоит не в возрождении традиций Чикаго, а в обряде перехода и признания на другую ступень, под внешним облачением Чикаго. То есть Чикаго здесь как бы не при чем - это лишь лакмусовая бумажка, позволяющая перейти из одной группы в другую необычно/красиво/запоминающееся.


Андрей Завьялов
 
polyushkevichoaДата: Суббота, 08.10.2016, 04:13 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Согласна с комментарием. Спасибо!
 
RomoДата: Понедельник, 10.10.2016, 16:58 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Репутация: 5
Статус: Offline
Андрей Владимирович, спасибо за интересный доклад. скажите:
1. Можно ли считать ритуалы так называемого перехода во взрослую жизнь в США заимствованными из других западных систем и каких, или это продукт собственной системы?
2.   Как вы считаете в связи с чем американские психологи придерживаются мнения:" что лучше у школьников не отбирать возможностьосуществления выбора и не опекать их чрезмерно, несмотря на подстерегающие их
опасности".
3. С чем связаны на ваш взгляд консервативные ограничения на выпускных таких как: " Среди запретов, вызвавших бурное негодованиевыпускников: платья с очень длинными и широкими разрезами (вплоть до того, что
на выпускные вечера были приглашены швеи, которые зашивали «чрезмерные
разрезы»), запрет одежды стиля «кэжуал» (к примеру, никаких голубых джинсов),
внедрение алкометров.." Ваша точка зрения. В чем источники такой консервативности?
4. Ритуалы перехода во взрослую жизнь таким образом делают всех участниками не оставляя никого в стороне? Не могли бы вы обозначить принципы о которых идет речь: " Как показывает практика, изучение ритуалов иобрядов помогает понять, чем и как живет общество, какие принципы и нормы
являются довлеющими...".
 
АндрійДата: Понедельник, 10.10.2016, 20:25 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
Romo, спасибо за вопросы.
1. Это можно считать симбиозом: американские традиции выпускных формировались исходя из опыта иммигрантов из Европы и других частей света (при доминировании европейской культуры, безусловно). Сегодня же, сформировавшись, американские традиции активно перенимаются по всему миру в силу доминирования маркеров американской культуры, транслируемых СМИ, книгами и другими источниками информации. При их усвоении происходит корректировка с учетом национальных традиций. Традиции - явление очень подвижное, несмотря на их закостенелость, они активно трансформируются. Поэтому американские традиции выпускных - это и заимствования, и продукт собственной системы.
2. В связи с тем, что подростки достаточно своенравны и слабоуправляемы, и "запретный плод сладок".
3. Пуританская мораль, викторианство и религия - их отголоски все еще оказывают некоторое влияние на людей всех возрастов.
4. Да, вовлеченными получаются все - и родители, и выпускники, и вообще все те, кто хоть как-то в этом участвует. Речь идет о социальных принципах, о принципах взаимодействия общества в целом - т.е. как на эти принципы влияют обряды перехода и их организация (поскольку подавляющее большинство людей тем или иным образом проходит через эти ритуалы).


Андрей Завьялов
 
yuliah1997Дата: Понедельник, 24.10.2016, 18:23 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Андрей Владимирович, спасибо за доклад.
Считаете ли вы так называемые «антивыпускные»необходимыми? Лично я считаю, что такие мероприятия необходимы. Они необходимы
для самовыражения молодёжи. Конечно, ритуал традиционного перехода во взрослую
жизнь обязателен, но он накладывает определённые ограничения на молодых людей
которые не всегда оправданы), таким образом скрывая всю «прелесть» данного
ритуала. Спасибо

С уважением, Юлия.
 
udansДата: Понедельник, 24.10.2016, 18:24 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Андрей Владимирович, спасибо вам за очень интересный доклад! 
Считаете ли вы меры, указанные в статье "Headache Night" Лесли Максвелла, по отношению к внешнему виду выпускников, оправданными? Я считаю данные меры не оправданными. Да, оправданность мер, связанных с алкоголем и с возрастом гостей я понимаю, так как они могут привести к негативным последствиям вечера. Однако оправданность мер, связанных с внешним видом я не признаю, так как это ограничивает возможность самовыражения и получения положительных эмоций выпускников, что в данный день является для них очень важным фактором, оказывающим влияние на восприятие этого ритуала. Я считаю, что внешний вид не несет за собой каких-то определенных негативных последствий, если конечно это не доходит до крайностей. 
Спасибо.
 
АндрійДата: Вторник, 25.10.2016, 06:49 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
yuliah1997, Спасибо за вопрос. Я могу сказать, что такие мероприятия, по крайней мере, оправданны - раз они проводятся, значит они нужны, а раз нужны - значит необходимы тем, кто их проводит, а также сочувствующим и участникам. Безусловно, они необходимы - более того, такое интересное и необычное явление привлекает внимание и позволяет чувствовать себя участникам "в своей тарелке".

udans, Спасибо за вопрос. Я разделяю Вашу озабоченность и в целом согласен с Вами. Однако организаторы классических выпускных руководствуются неписанными правилами и традициями, не позволяющими выходить за предписанные рамки. Из жизни: помнится, когда я учился в школе, у нас не было официальной формы. Когда я закончил, повсеместно стали ее вводить. Я сам по себе против какого-либо формализованного одеяния в стенах учебного заведения. Однако работающие там учителя говорят, что это дисциплинирует детей (при том сами они как попало одеваются). Мне думается, что если дисциплина есть, то она есть. Возвращаясь к теме классических американских выпускных: давление традиции не позволяет выходить за рамки, а поскольку организаторам необходимо, чтобы они дальше существовали, они порой прибегают к таким своеобразным мерам. Организаторам, как правило, все равно на самовыражение учеников. Им важна картинка: одежда, манеры, поведение, речь - все должно быть классически-чопорно (условно говоря).


Андрей Завьялов
 
дОцент_с_пОртфелемДата: Вторник, 25.10.2016, 11:39 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Андрей, можете ли вы сказать, что проводимые в России ритуалы "выпускных" после детского сада, начальной школы и т.д. являются налогами западных ритуалов первого причастия и конфирмации?
 
АндрійДата: Вторник, 25.10.2016, 18:16 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 174
Репутация: 5
Статус: Offline
дОцент_с_пОртфелем, здравствуйте. Благодарю за вопрос.
В прямом смысле данные ритуалы в России не имеют чего-либо общего с ритуалами первого причастия и конфирмации, поскольку не имеют какой-либо религиозной подоплеки.
В переносном смысле - отчасти, поскольку празднование выпускных после детского сада и начальной школы пришло в Россию сравнительно недавно, являясь западным веянием. Однако, как и во многих западных школах, в России никакой религиозной подоплеки не имеется, и это своего рода отметка о пересечении определенного рубежа.


Андрей Завьялов
 
дОцент_с_пОртфелемДата: Среда, 26.10.2016, 14:11 | Сообщение # 16
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Андрей, а как обстоит дело с "подарками школе" в условиях США? Есть ли сходство с российской практикой?
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 28.10.2016, 03:44 | Сообщение # 17
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Андрей!!!! Благодарю вас за участие и за активное обсуждение докладов других участников!!!

Ваш доклад будет включен в печатный сборник.
Дерзайте!
И новые горизонты будут перед Вами!!!
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен (2016) » Завьялов А.В. (Школьный выпускной вечер как ритуал социального перехода...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: