Пятница, 29.11.2024, 01:46
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Чернышева Е.В.,
АдминистраторДата: Среда, 05.10.2016, 11:35 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 1
Статус: Offline
Социальная значимость педагога в современном обществе
Прикрепления: 8225242.doc (34.5 Kb)
 
Vladimir_AlekseevichДата: Среда, 05.10.2016, 12:49 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Спасибо за доклад!

Как вы думаете, через какие механизмы можно управлять социальной значимостью педагога?
Это должно делать государство (как?)? Это должно формироваться в обществе (как?)?  Или как-то иначе?
 
fanenshtiltvДата: Среда, 05.10.2016, 13:25 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Вопрос: когда Вы пишете о некоторой отчужденности педагога как интеллигента от мира не проскальзывает ли здесь понимание интеллигенции как маргинального социального явления?
Спасибо!
 
Elizaveta111090Дата: Среда, 05.10.2016, 20:15 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, спасибо за вопросы!
На мой взгляд механизмы, через которые можно управлять социальной значимостью педагога можно разделить условно на две категории: внутренние и внешние. Под внутренними я понимаю те, что происходят в самом институте образования, внешние за границами данного института.
Если говорить о внутреннем механизме, то я считаю особое значение для педагогов это возможность развития (повышение квалификации, осваивание новых подходов и технологий в  педагогике), важно самоудовлетворение своей работы (здесь можно отметить и зарплату, и условия труда - многие педагоги жалуются на постоянную бумажную работу). Необходимо, чтобы педагоги ощущали поддержку, в том числе психологическую, материальную, методическую.
Под внешним механизмом я представляю - взаимодействия с семьями, в которых будет воспитываться в детях уважение к педагогам, взаимодействие (возможно непосредственное и косвенное) с государством.

Если говорить о том, как государство может управлять социальной значимостью педагогов, приведу известные мне примеры - это проведение конкурса "Учитель года", как а региональном, так и на федеральном уровне. Когда-то "Учитель года России" проводился в Подмосковье, а торжественное закрытие конкурса проходило в Кремлевском дворце съездов, транслировалось по Первому
каналу почти в полном объеме. Теперь избран другой принцип отбора места
проведения - как на "Евровидении": конкурс проводится там, откуда был
предыдущий победитель. Благодаря поддержке государства снова стало актуальным понятие учитель на селе, прекращаются закрытие сельских школ, повышается зарплата учителей, вузы
получили большую финансовую свободу и дополнительные средства от
государства. Обществу же стоит возродить в сознании россиян положительный образ педагога. Это можно сделать по средствам книг, фильмов, сериалов, телепередач, которые были бы адресованы и взрослым, и детям. Воздействие телевидения еще имеет место в нашей стране. Также я могу представить социальную рекламу образовательной тематики, создание определенного телевизионного канала, важна и возможна пропаганда позитивного имиджа педагогов через СМИ.

Добавлено (05.10.2016, 20:15)
---------------------------------------------
fanenshtiltv, спасибо за вопрос!
Возможна доля истины в данном высказывании есть, но все-таки мне кажется говорить о смысловой цепочке "педагог-интеллегент-маргинальное социальное явление" рано и не совсем корректно.

 
Vladimir_AlekseevichДата: Четверг, 06.10.2016, 04:09 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Елизавета,
с вами сложно не согласиться
Цитата Elizaveta111090 ()
Обществу же стоит возродить в сознании россиян положительный образ педагога. Это можно сделать по средствам книг, фильмов, сериалов, телепередач, которые были бы адресованы и взрослым, и детям. Воздействие телевидения еще имеет место в нашей стране. Также я могу представить социальную рекламу образовательной тематики, создание определенного телевизионного канала, важна и возможна пропаганда позитивного имиджа педагогов через СМИ.

Сложность лишь в том, как это реализовать. Сегодня нет государственной идеологической пропаганды, режиссеры снимают фильмы и продюсеры заказывают шоу и  иные передачи не из-за того, что надо имидж учителя поднимать, а из-за того чтобы были зрители и они получили прибыль. В "извращенном" понимании учителя возможно и будут деньги ... в том, о чем пишите вы - маловероятно ...
Или я ошибаюсь?
 
polyushkevichoaДата: Четверг, 06.10.2016, 04:50 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Елизавета, спасибо за актуальный доклад

 1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества, в ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.
      2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
      3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, мы здесь отмечаем не одну, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.
      4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому — неприемлемые.
      Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И все же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.
      5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
      6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога— формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
      Таковы,  основные социальные функции педагога. Но, на практике я знаю мало примеров таких педагогов. Хотя, не исключаю, что у меня не объективная оценка ...
 
Elizaveta111090Дата: Четверг, 06.10.2016, 19:21 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, да, безусловно, сложность в реализации возрождения положительного имиджа есть. Предложенные идеи в какой-то мере идеалистические, но я все-таки надеюсь, что они не из разряда утопии! Государственной идеологической пропаганды - нет, но можно проводить мероприятия, благодаря которым режиссерам и продюсерам захочется принять участие - это может и что-то из разряда благотворительных акций, кинофестивали, можно реально мотивировать их финансово (хорошо оплачиваемый государственный заказ может найти отклик). 

polyushkevichoa, спасибо за внимание. Перечитав, социальные функции педагога, я могу, лишь с вами согласиться, что таких педагогов мало... Я могу сказать, что я встречала таких педагогов, которые справляются практически со всеми вышеперечисленными функциями, а есть те, у которых в сознании какие-то свои функции и от этого они не работают хуже, они не менее социально значимы в своем окружении.
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 07.10.2016, 04:39 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Елизавета,
прямо заинтриговали
Цитата Elizaveta111090 ()
а есть те, у которых в сознании какие-то свои функции

какие например?
 
Elizaveta111090Дата: Понедельник, 10.10.2016, 07:57 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна, извиняюсь за запоздалый ответ smile
Мною были замечены такие социальные функции педагогов, как эмоциональная (это прежде всего сопереживание к воспитанникам, ученикам, студентам, моральное удовлетворение от общения с ними), еще можно выделить такую функцию создание условий для самореализации учащихся (я отношу её к социальным функциям, потому что самореализоваться учащиеся могут не только на занятиях, но и вне их; настоящий педагог очень часто находит что-то такое, о чем не знаю сами дети, их родители)
 
Vladimir_AlekseevichДата: Понедельник, 10.10.2016, 15:44 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 319
Репутация: 5
Статус: Offline
Елизавета, вы могли бы привести примеры современных российских фильмов, где показываются положительные примеры учителей*
 
Elizaveta111090Дата: Понедельник, 10.10.2016, 16:23 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Vladimir_Alekseevich, из посмотренных лично мной, выделить могу сериал "Сельский учитель". Главный учитель показ вполне в положительном ракурсе, несмотря на трудности, связанные, как и с профессией "учитель", так и с личной жизнью...

Также отметила бы книгу Ольги Камаевой "Елка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы" (из названия понятно, что книга написана в форме дневника). Несмотря на сложность работы, главная героиня -  молодая учительница не унывает, старается видеть что-то хорошее, ищет новые пути развития, считаю, что она как раз-таки показана, как положительный пример учителя.


Сообщение отредактировал Elizaveta111090 - Понедельник, 10.10.2016, 16:27
 
Людмила7677Дата: Вторник, 11.10.2016, 08:43 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Добрый день, Елизавета! Благодарю за доклад! Хотелось бы поинтересоваться Вашим мнением по поводу непрерывного образования и места в нем современного педагога. Означает ли, если мне выпало счастье преподавать студентам заочной формы обучения, что я теперь в процессе? Или это только подтверждает необходимость многовариантности при самостоятельной адаптации в среде обучающихся, с небольшими советами из книг по андрогогике? Заранее огромное спасибо!
 
serj4i4kanovДата: Среда, 12.10.2016, 19:36 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Елизавета) меня заинтересовала Ваша статья. Меня волнует вот какой вопрос... В чём, по Вашему, противоречие меж стремлением к выполнению профессиональных задач и их осуществлением?
 
Elizaveta111090Дата: Суббота, 15.10.2016, 08:28 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо за вопросы, Людмила Анатольевна! На мой взгляд любой педагог находится в процессе непрерывного образования, это важно, как для него самого, так и для окружающих - его обучающихся. Для современных педагогов необходимость непрерывного образованияобусловлена инновационной
деятельностью образовательных учреждений, потребностью педагогов постоянно
совершенствоваться, повышать свой профессиональный имидж и статус.
"В процессе" педагог (преподаватель),мне кажется, находится всегда вне зависимости от формы обучения, в данном случае от формы обучения студентов. Считаю, что многовариантность - это всегда правильно и необходимо, это как раз-таки элемент непрерывного образования. Советы, рекомендации из различных теорий обучения, в дальнейшем применение их на практике, могут помочь, как молодым, так и опытным специалистам.

Добавлено (15.10.2016, 08:28)
---------------------------------------------
Дарья, спасибо за интерес к моей статье. Не совсем поняла смысл вашего вопроса, но все-таки постараюсь на него ответить smile Не все профессиональные задачи (рассматриваю их в контексте профессии - педагога) выполняются, это мешают различные факторы. 
Так, например, задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» не всегда легко осуществима -не каждый педагог может использовать разные средства коммуникации(например, такие модные сейчас социальные сети). Возможно проектировать различные формы и технологии взаимодействия с родителями педагог делает на "отлично", но не всегда есть возможно их использовать на практике, в соответствии с образовательной ситуацией.

 
Людмила7677Дата: Четверг, 20.10.2016, 18:13 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте, Елизавета! Благодарю Вас за ответ! Поскольку мой вопрос касался обеспечения образовательного процесса, а не только включения в него в числе других обучающихся. Ведь сегодня разного статуса HR-прогнозисты дают установку, что преподаватель останется в числе популярных в дальнейшем профессии только при условии включенности в on-line образование, когда нужно коротко и по существу поставить цель лекции, дать тезисы, достигающие задачи лекции, интересно изложить материал и далее вести виртуальное взаимодействие со студентами. И сегодня это востребовано, но в комплекте с аудиторной работой и встречами "между парами". Какие черты нужно развивать или наращивать мне как преподавателю, чтобы остаться востребованной в аудитории обучающихся? Спасибо за внимание!
 
Elizaveta111090Дата: Суббота, 22.10.2016, 08:02 | Сообщение # 16
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline

Цитата
Какие черты нужно развивать или наращивать мне как преподавателю, чтобы остаться востребованной в аудитории обучающихся?
Людмила Анатольевна, возможно ничего "развивать" и "наращивать" не надо  smile Поняла, что ни разу не была у вас на занятиях wink

Важными чертами востребованного преподавателя на мой взгляд являются  самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями. А еще возможно субъективно, но востребованный преподаватель - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий
психолог.


Сообщение отредактировал Elizaveta111090 - Суббота, 22.10.2016, 10:00
 
bolal97Дата: Суббота, 22.10.2016, 12:35 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Елизавета! 
Как всем известно, в самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. По вашему мнению, каким образом оно реализуется и в отношении кого применяется?
 
Elizaveta111090Дата: Суббота, 22.10.2016, 17:54 | Сообщение # 18
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
bolal97, спасибо за вопрос.

Гуманистическое начало должно реализоваться через уважение к человеческому достоинству, преодоление отчуждения обучающихся и педагогов от образовательного процесса, ликвидацию ориентации на усредненного обучающегося, создание условий для развития социальной активности и раскрытия творческих потенциалов.
Применяется в отношении обучающихся. Правильным будет, если будет применяться на всех этапах образования.
 
Людмила7677Дата: Воскресенье, 23.10.2016, 17:53 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 234
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за Ваши ответы, Елизавета! В итоге родилось предложение: пора Вам готовить программу исследования по предлагаемой мною теме с целью выяснить, какой преподаватель сегодня будет восприниматься аудиторией. Берите в соавторы wink , готова делиться идеями! Оксана Александровна, уважаемые коллеги, в эксперты пойдете?
 
polyushkevichoaДата: Понедельник, 24.10.2016, 05:00 | Сообщение # 20
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Добрый день всем
Цитата Людмила7677 ()
Оксана Александровна, уважаемые коллеги, в эксперты пойдете?

Без проблем, помогу чем смогу. Обращайтесь!
 
Elizaveta111090Дата: Понедельник, 24.10.2016, 07:29 | Сообщение # 21
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
Людмила Анатольевна, неожиданно...
Цитата
В итоге родилось предложение: пора Вам готовить программу исследования по
предлагаемой мною теме с целью выяснить, какой преподаватель сегодня
будет восприниматься аудиторией. Берите в соавторы
но думаю действительно стоит поработать в данном направлении. Спасибо за заданные вопросы, интересные идеи и предложение! smile


Сообщение отредактировал Elizaveta111090 - Понедельник, 24.10.2016, 15:58
 
дОцент_с_пОртфелемДата: Среда, 26.10.2016, 17:42 | Сообщение # 22
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Елизавета, боюсь не успеть получить ответ, но всё же, хочу спросить вот о чем. Понятно, что статус педагога необходимо повышать. Социальная значимость педагога велика, хотя не все это осознают. Как вы думаете, какими способами можно измерить социальную значимость педагога для того, чтобы выработать статусные критерии для повышения не только моральной, но и материальнойудовлетворённости педагога?
 
nemceva48Дата: Среда, 26.10.2016, 19:25 | Сообщение # 23
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
спасибо за статью! а для вас педагог это значимая профессия? безусловно это профессия известна ранее, известна сейчас, какое будущее её ждет?
 
polyushkevichoaДата: Пятница, 28.10.2016, 03:52 | Сообщение # 24
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 134
Репутация: 1
Статус: Offline
Елизавета!!!
Я очень рада вашему участию в конференции!!!
Ваш доклад имел не малый успех и интерес у многих участников форума и будет включен в печатный сборник!
Я желаю вам научной реализации и признания!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: