Vladimir_Alekseevich, здравствуйте! Спасибо за вопрос!
По моему мнению, в современных российских условиях во многих муниципальных образованиях нет достаточных финансовых средств для социального обустройства территорий и повышения качества жизни населения. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.
На мой взгляд, причины минимизации ресурсов консолидации местных сообществ связаны не столько с социальной дифференциацией муниципальных образований, сколько с дискредитацией в сознании значительной части населения основных парадигм концепции солидарности - справедливости и лояльности. Восстановление их значимости представляет собой сложную в мировоззренческом и технологическом отношении задачу, которую возможно реализовать лишь при условии радикально диспозиционной трансформации. Диспозиция власти для этого должна стать созидательно-партнёрской, диспозиция бизнеса - социально ответственной, диспозиция населения - активно-трудовой. Я полагаю, что только при условии этих изменений возможна трансформация массовых представлений в направлении от несправедливости - к справедливости и от отчуждения - к лояльности. Для этого необходимы разработка и осуществление долгосрочной и технологически обоснованной стратегии развития муниципалитета, разрабатываемой и реализуемой как социальный проект. Это значит, что его инициаторы должны быть настроены на получение уникального результата, иметь ясный план его достижения, сформулировать необходимые для реализации проекта содержательные решения и действия. Главное из них заключается в целенаправленном и последовательном формировании в муниципальном образовании духовной атмосферы, основанной на признании обязательности соблюдения легитимированных социальных норм всеми акторами, вне зависимости от статуса, заслуг, культурных традиций или обстоятельств.
Изменению диспозиции власти будет способствовать постоянная оценка населением руководителей и чиновников и принятие на её основе решений в отношении их профессиональной карьеры. Для модификации диспозиции бизнеса важно перераспределение доходов в общественных интересах через налоговую систему, обеспечение прозрачности бизнеса, создание условий, стимулирующих реализацию благотворительных проектов. Для изменения диспозиции населения необходимо стимулирование участия граждан в производственных и общественных проектах, создание системы гласности, поощрения и мотивации творческой инициативы населения, обеспечивающей эффективное использование социальных ресурсов.
Таким образом, идея консолидации местных сообществ должна рассматриваться властью как идея реализации стратегии формирования регионального солидарного общества.
Nina, здравствуйте! Спасибо за вопрос!
На мой взгляд, на сегодняшний день наиболее эффективным и получившим наибольшее распространение инструментом развития местных сообществ является вовлечение людей в совместную деятельность, направленную на укрепление в обществе социальных связей, а также создание коллективной самоорганизации для отстаивания общих интересов. Такой деятельностью может быть, участие людей в мероприятиях, направленных на благоустройство территории проживания людей (например, экологические акции). Это может быть также вовлечение людей в волонтерскую деятельность, направленную, например, на оказание помощи социально незащищенным группам населения. Еще одним эффективным механизмом в деле развития местных сообществ показало себя привлечение людей к участию в мероприятиях культурного характера, таких, например, как местные тематические фестивали, концерты, ярмарки и т. д.
Стоит отметить, что в условиях стагнации в сфере гражданского сознания и поведения, наиболее успешной практикой совместной деятельности людей, проживающих на одной территории, являются ассоциативные организации (ассоциации и клубы). Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов и целей. Такая совместная деятельность обладает удивительной способностью формировать местные сообщества. Она создает фундамент для объединения людей, а также для генерирования их способности к совместному действию на локальном уровне.
Кроме того, в регионах России в последнее время активно создаются и развиваются негосударственные некоммерческие организации (НКО), представляющие объединения граждан, ориентированные на удовлетворение потребностей различных групп населения и вносящие существенный вклад в социально-экономическое развитие экономики мезоуровня. Среди их отличительных особенностей можно выделить: возможность проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются, либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также способность максимально активизировать характер деятельности и
поведения их членов. Общественные организации и социально ориентированные НКО способны не только профессионально участвовать в решении региональных и муниципальных проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, обеспечивать обратную связь с органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение социальных проблем.
С моей точки зрения, разработка федеральных и региональных программ финансовой поддержки некоммерческих организаций создаст необходимый импульс для их эффективного развития. Основная ценность этого будет выражена в увеличении количества и расширении масштабов деятельности некоммерческих организаций, а также в появлении нового качества взаимодействия органов власти, бизнеса и общественности.